Камеры попали под удар

Водители в Саратовской области нападают на операторов, обслуживающих комплексы фиксации нарушений

В Саратовской области водители нападают на операторов передвижных дорожных камер — уже избиты три сотрудника ГКУ «Региональный навигационно-информационный центр», заведено уголовное дело. Эксперты связывают недовольство граждан с отсутствием информационных табличек, предупреждающих о приближении к зоне контроля скорости. В полиции говорят, что такие знаки должны быть только перед стационарными комплексами.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ситуация с обслуживанием передвижных камер фотовидеофиксации нарушений в Саратовской области обострилась после того, как в апреле было создано государственное казенное учреждение «Региональный навигационно-информационный центр» (РНИЦ). Этой организации были переданы функции ГИБДД по обслуживанию систем фотовидеофиксации. Как рассказал “Ъ” начальник отдела правового отдела РНИЦ Антон Давыдов, с того момента, как учреждение начало работать на дорогах, уже произошло три случая применения насилия в отношении сотрудников центра.

«У ряда граждан возникают сомнения в законности наших действий, хотя мы работаем в соответствии с законом и внутренним уставом,— пояснил он “Ъ”.— Наши операторы выходят к местам дислокации передвижных камер, исполняют свои должностные обязанности, но многие автомобилисты недовольны их работой. Причины конфликтов непонятны. Кому-то не нравится, что ему выписывают штраф. Так следует идти в суд и обжаловать постановления. Вместо этого люди подходят и начинают крушить камеры. Один, к примеру, разбил аппарат видеофиксации, второй избил оператора, третий тоже нанес ущерб технике».

Официально зафиксированы и поданы заявления в полицию по трем инцидентам, связанным с передвижными камерами, говорит господин Давыдов: один — в Энгельсе Саратовской области, два — в Ленинском районе Саратова. По факту избиения оператора уже возбуждено уголовное дело. Сейчас в Саратовской области, по данным ГКУ, установлено 40 камер, 13 из которых — передвижные.

Отметим, что подобные случаи наблюдались ранее и в других регионах. Так, в Москве еще в 2013 году часть камер вышли из строя в результате вандализма, о чем “Ъ” рассказывал тогдашний глава «Центра организации дорожного движения» Михаил Порташников (см. “Ъ” от 9 октября 2013 года). По данным “Ъ”, один из жителей столицы даже стрелял в камеру из винтовки, но этот случай не афишировался. Позже в интернете появилось несколько видеороликов про водителей, ломающих камеры, в частности, в Ельце.

По версии Антона Давыдова, причиной агрессии зачастую становится то, что места дислокации передвижных камер не обозначены знаками, предупреждающими о зонах контроля. В региональной полиции объясняют: правила требуют установки информационной таблички только в случае, если речь идет о стационарных камерах. Это “Ъ” подтвердил и адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

По мнению соучредителя саратовского правового агентства «REАкция» Олеси Аблезговой, недовольных можно разделить на тех, кому не нравится сам факт того, что нарушение зафиксировано и придется платить штраф, и тех, кто возмущен якобы незаконным вынесением постановления. «Есть случаи, когда камеры устанавливали после зоны действия запрещающего знака»,— поясняет юрист. Господин Давыдов отметил, что ГКУ самостоятельно расположение систем видеофиксации не определяет, это делает ГИБДД после проведения аналитической работы в местах со сложной дорожной обстановкой и высокой аварийностью.

Сергей Петунин, Саратов; Иван Буранов


Почему почти все деньги, выделенные на безопасность движения, регионы тратили на камеры

Почти все деньги, выделенные на безопасность дорожного движения, регионы в ноябре 2015 года тратили на закупку автоматических камер, чтобы пополнить бюджеты штрафами. Таковы были результаты проверки «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), представленные Владимиру Путину. Читайте подробнее

Вся лента