«Эффект от девальвации позволил снизить затраты на производство готовой продукции»

На прошедшей 11-14 июля в Екатеринбурге международной промышленной выставке «Иннопром» стенд ЗАО «Русская медная компания» (РМК) пользовался особым вниманием со стороны высокопоставленных гостей, включая главу российского правительства Дмитрия Медведева. Вице-президент по финансам РМК Максим Щибрик в интервью рассказал о том, как на компании отразилась девальвация рубля, какие инновации она применяет в производстве и какие цены на медь прогнозирует в среднесрочной перспективе.

Вице-президент по финансам группы «Русская медная компания» Максим Щибрик

Фото: РМК

— Как отразилось на деятельности РМК ослабление рубля?

— Для любой компании сырьевого сектора в условиях снижения мировых цен на готовую продукцию (нефть, базовые металлы) девальвация национальной валюты это важный и позитивный шаг. Ослабление рубля дает возможность сбалансировать бюджеты, снизить денежные расходы на производство готовой продукции в долларовом эквиваленте, повысить конкурентноспособность российских производителей по сравнению с аналогичными компаниями из других регионов. Девальвация национальной валюты произошла не только в России, а во многих странах с сырьевыми экономиками, например,Казахстане, Бразилии, Индонезии, Чили. Более сложная ситуация сложилась у производителей меди в странах, где девальвация проводилась менее существенными темпами: Австралия, Канада.

Как правило, издержки при добыче руды и переработке минерального сырья у производителей номинированы в национальных валютах. Если ценообразование на твою готовую продукцию формируется в долларах США, то и расходы на ее производство при девальвации рубля в долларовом эквиваленте снижаются. В нашей компании девальвация оказывает большее влияние на снижение издержек в металлургическом дивизионе, в меньшей степени на горнодобывающий дивизион, в котором около 40 % издержек на производство готовой продукции связано с приобретением запчастей к технологическому оборудованию и высокопроизводительной горной техники иностранного производства, и соответственно данные затраты осуществляются в иностранной в валюте.

Эффект от девальвации позволил нам реально снизить затраты на производство готовой продукции. Денежные расходы компании на производство медных катодов из собственного минеального сырья в период 2015 года и 1 полугодия 2016 года находились в диапазоне от $1800 до $2000 за 1 тонну. Это позволяет пережить ситуацию со снижением цен, формировать операционную прибыль при условии низких цен на металлы.

— Какие у компании прогнозы по ценам на медь в среднесрочной перспективе?

— Давайте проанализируем ситуацию. В 2014-2015 годах после пиковых значений цен на медь, которые наблюдались в течение последних десяти лет, цена планомерно снижалась и достигла минимальных значений в конце 2015 года - на уровне $ 4 500 за 1 тонну катодной меди. В течение всего первого полугодия 2016 года цена была достаточно волатильная, но если посмотреть в целом на тренд 1 полугодия 2016 года она не существенно, но растет. Сегодня биржевая цена на медь колеблется на уровне 4 800$ - 4 900 $ за тонну меди, чуть меньше месяца назад стоимость меди вновь поднималась до значения $5000.

Мы постоянно изучаем все аналитические прогнозы, общаемся с участниками рынка, крупными компаниями, которые оказывают влияние на баланс спроса и предложения, обсуждаем ситуацию с трейдерами и брокерами. Ожидания рынка – продолжение роста цен во втором полугодии. Эксперты называют различные параметры средней цены на медь на второе полугодие 2016 года - от $5200 до $5700. Мы, как производственники, более консервативны, поэтому закладываем в свои бюджеты более низкую цену, но по нашим ощущениям, цена должна быть во втором полугодии2016 года должна колебаться в пределах $5200-5400.

Снижение цен на медь приводит к определенным изменениям на рынке.

До 2010 года рост мирового рынка потребления меди составлял 9% в год, а в Китае доходил до 12-14%. Сегодня рынок растет существенно медленнее – не более 2-3 % в год. Общий объем мирового потребления по прошлому году превысил 22 млн тонн меди.

Вместе с тем сегодня запасы концентрата, которые были накоплены в прошлые годы на металлургических предприятиях, в настоящий момент использованы. Сейчас маржа в отрасли опять перераспределяется в сектор горной добычи, хотя еще год назад по причине избытка предложения концентрата, сместилась в пользу металлургических предприятий.

По оценкам аналитиков, при цене на уровне $4 500 за одну тонну порядка 30% мировых производителей меди работают в убыток, за пределами собственной рентабельности. В связи с чем в последние два года остановлено много производств с высокой себестоимостью. В частности компания Glencore сообщала о планах закрытия производств в Африке с производительностью 600-800 тыс. тонн медных катодов. Крупные компании медной отрасли приостановили инвестиции в новые проекты. Действующие месторождения постепенно выходят из эксплуатации, их запасы истощаются, а замещения в необходимом объеме не происходит. По одним прогнозам экспертов рынка к концу 2016 года будет небольшой профицит меди, по другим - незначительный дефицит, но единое мнение — в последующие годы дефицит металла будет увеличиваться, и он будет отражаться на изменении цены.

— Ваша компания в связи с этим планирует вносить изменения в инвестиционную программу?

— У любой компании есть три вида инвестиций. Первое направление – капитальные расходы на поддержание производственных фондов в работоспособном состоянии. Эти инвестиции будут осуществляться всегда для того, чтобы производство работало бесперебойно, не было рисков не выполнения производственной программы, нарушения правил технологической и экологической безопасности. В этом направлении конечно можно оптимизировать какие-то расходы, но не существенно и нельзя отложить их на долго.

Вторая группа инвестиций в области горной добычи связана с подготовкой новых месторождений для добычи руды. Здесь мы действительно вносим определенные изменения по срокам ввода новых рудников, пытаемся максимально сдвинуть капитальные вложения на более поздний период. Например, в Группу РМК входит ТОО «Актюбинская медная компания», осуществляющая деятельность в Республике Казахстан. В настоящее время в рамках предприятия действуют две обогатительные фабрики для переработки медных и медно-цинковых руд суммарной мощностью 5 млн тонн руды в год. Сегодня руда на фабрики подается с двух месторождений «50 лет Октября» и «Приорское». В будущем на них будет также перерабатываться руда и с других месторождений («Аралчинское», «Кундызды» и «Лиманное»), права недропользования на которые принадлежат предприятиям казахстанского дивизиона Группы. Мы имеем определенный лаг времени, чтобы путем изменения существующих планов горных работ снизить объем капитальных вложений в подготовку новых месторождений на один-два года. Однако, оптимизируя капитальные расходы текущих периодов по данному направлению инвестиций надо не забывать, что руда с новых месторождений должна быть готова к подачи на обогатительные фабрики к определенному моменту времени, чтобы не допустить снижения объемов производства концентратов по причине разгрузки обогатительных фабрик.

Вице-президент по финансам группы «Русская медная компания» Максим Щибрик

Фото: РМК

Третья группа инвестиций – проекты развития. В 2014 году мы ввели в эксплуатацию Михеевский ГОК, благодаря которому компания сделала существенный скачок в развитии и масштабировании бизнеса. Если рассматривать в целом группу, то Михеевский ГОК в Челябинской области это фактически треть финансового результата нашей Группы, Казахстанский горнодобывающий дивизион представляет другую треть бизнеса, остальное приходится на прочие горные предприятия и металлургию, расположенные в России.

Следующий, еще более интересный, еще более масштабный проект – это строительство горно-обогатительного комбината на Томинском медно-порфировом месторождении, который по завершению своей реализации приведет к увеличению объемов меди в медном концентрате в Группе РМК более чем на 100 тыс. т в год. Мы не приступили сегодня к строительной фазе данного значимого для экономики региона проекта. Продолжается выбор технологических решений, проектирование объектов строительства, проводится процесс прохождения госэкспертиз и получения разрешительной документации на строительство ГОК. Ведется большая совместная работа по снижению экологических рисков проекта с губернатором и правительством Челябинской области, что также приводит к необходимости дополнительных исследований, проведения новых технико-экономических расчетов. В планах компании остается приступить к началу строительной фазы Проекта в 2017-2018 г.г. Мы четко понимаем, что в условиях низких цен на мировых рынках, при наличии у компании устойчивого финансового состояния, хорошей ликвидности и доступа к кредитным ресурсам, необходимо ловить момент и осуществлять инвестиции в свое развитие. Это позволит нам при восстановлении цен на рынке меди выйти на него в правильный момент с дополнительным объемом готовой продукцией, получив дополнительную маржу от роста цены на металл.

— Насколько РМК вырастет, если запустит Томинский ГОК?

— С точки зрения консолидированных финансовых показателей не менее чем на 35%, с точки зрения объемов производства медного концентрата более чем на 60%.

— РМК будет осваивать новые виды продукции?

— Каждый должен заниматься тем, что он умеет делать лучше всего. РМК 10 лет занимается производством меди и сопутствующих металлов (цинк в цинковом концентрате, золото, серебро), за этот период компания реализовала задачу трансформации из металлургической компании в горнодобывающую. Мы обладаем одной из лучших экспертиз на территории СНГ в области горной добычи и цветной металлургии. Для себя мы четко определили, что производим продукцию,— медные катоды, медную катанку, медный и цинковый концентрат — для других, смежных, отраслей экономики, выходить на следующий этапы переработки меди, строить или приобретать заводы по обработке цветных металлов, производству кабеля, либо диверсифицироваться в сферу добычи и переработки иных полезных ископаемых в настоящее время мы не планируем. Это другой бизнес, другой подход к дистрибуции готовой продукции.

— Какие инновации вы используете в производстве?

— Мы покупаем для оснащения своего производства самое современное технологическое оборудование ведущих мировых производителей, которое полностью соответствует всем мировым экологическим стандартам. Весь процесс на наших производствах автоматизирован. Оборудование оснащено датчиками, которые включены в единые системы автоматизации и управления производством.

Инновации внедряются нами не в целях следования какому-то общему текущему тренду, они являются реальными инструментами снижения издержек и повышения конкурентоспособности нашего бизнеса. Например, на Михеевском ГОКе у нас организована доставка руды до обогатительной фабрики не при помощи большегрузной горной техники, а при помощи электрического конвейера, протяженностью около 1,5 км В результате данного технического решения мы существенно экономим на горюче-смазочных материалах (один самосвал потребляет до 400 литров дизельного топлива), увеличиваем срок службы автошин на самосвалах, цен которых не менее 50 тыс. долларов США за штуку, сокращаем потребность в требуемой на производстве дорогостоящей горной техники, уменьшаем воздействие на окружающую среду путем сокращения выбросов от ДВС и снижения пылеобразования на производственной площадке.

Мы частично переоборудовали экскаваторную технику на электрическую тягу, рассматриваем вопрос по переводу самосвалов на электрическую тягу в период их нахождения в карьере. Это фактически некоторый аналог троллейбуса: когда самосвал выезжает из карьера он переходит на дизельное топливо, когда въезжает в контур карьера – переходит на электрическую тягу. Такие проекты мы видели в Чили и других странах, они существенно снижают расходы горных предприятий на ГСМ, оптимизируют объемы горных работ, увеличивают производительность рудников, позволяют снизить выбросы в окружающую среду. Это наш взгляд на инновации и их можно увидеть фактически на каждом направлении деятельности группы Русская медная компания.

Вся лента