Газовые трубы подтягиваются к негосударственным бюджетам

Бремя газификации трети РФ примеривается на независимых производителей

Уровень газификации в России сейчас составляет 66%, хотя, по оценкам Газпрома, он может достигнуть и 85%. Впрочем, премьер-министр Дмитрий Медведев считает такой уровень недостаточным — вопрос можно будет считать решенным, когда он повысится до 90–95%, заявил премьер на заседании правительства. Для ускорения темпов Минэнерго предлагает стимулировать независимых поставщиков, поскольку сейчас газификацией в основном занимается только Газпром — такой подход поддержал и господин Медведев, но при условии, что вовлечение других компаний будет не «принудиловкой, а в рамках разумной доходности».

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Меры по повышению уровня газификации в стране стали сегодня основным вопросом в повестке заседания правительства. Уровень газификации постепенно, но неумолимо повышается, констатировал премьер-министр Дмитрий Медведев, отметив, что сейчас в среднем по стране он составляет 66%. «Стыдно, когда страна, которая производит больше всего газа в мире, тем не менее имеет такой уровень газификации населения»,— посетовал он, добавив: Россия должна приблизиться к уровню газификации в соседних республиках (90–95%), тогда эту задачу можно будет считать решенной. По оценкам Газпрома, уровень газификации в стране сейчас может достигнуть 85%.

«До поры до времени все это развивалось достаточно активно, потом начались некоторые сбои, именно поэтому я и предложил сегодня рассмотреть такой вопрос на заседании правительства»,— обратился к собравшимся господин Медведев. В последние годы темпы газификации несколько снизились, уточнил премьер, объяснив это как замедлением экономического роста, так и повышением энергоэффективности. Ускорить ее темпы, в частности, должно сокращение длительности процедур подключения к газораспределительным сетям — соответствующее поручение подписано Дмитрием Медведевым.

По словам главы Минэнерго Александра Новака, львиную долю инвестиций обеспечил Газпром — с 2005 года он вложил в эти проекты 270 млрд руб. Около 200 млрд руб. пришлось на регионы, а 3% покрыл федеральный бюджет в рамках отдельных федеральных целевых программ, например, развития Калининградской области, Крыма или Северо-Кавказского федерального округа. Сейчас, подчеркнул министр, в основном газифицированы населенные пункты, расположенные рядом с газотранспортными сетями — теперь обеспечить газом необходимо удаленные населенные пункты со значительно меньшей плотностью населения, что потребует больше затрат. Сами проекты в большинстве, отметил министр, будут практически неокупаемы при том, что доля Газпрома, который практический единственный занимается этим вопросом, на внутреннем рынке со 100% снизилась до 70%.

Независимые поставщики, объяснил господин Новак, практические не занимаются газификацией в силу отсутствия экономических стимулов и обязательств. Для решения этой проблемы господин Новак предложил снизить налоговую нагрузку на новые и строящиеся сети, а также предусмотреть возможность предоставления в безвозмездное пользование государственных земель для проектов газификации. «Более солидарное» отношение к проблеме газификации Дмитрйи Медведев поддержал, отметив, что к этому вопросу должны подключиться независимые поставщики, но это должно быть «не принудиловкой, а работой в рамках разумной доходности». «Газпром, он, конечно, большой и он — национальное достояние. Но у нас есть другие компании, которые тоже занимаются газификацией. С правовой точки зрения они мало чем отличаются от “Газпрома” — они такие же акционерные общества, имеют неплохие доходы, большие объемы добычи»,— заметил премьер-министр.

Другая проблема — неисполнение регионами обязательств по подготовке потребителей к приему газа. По данным Минэнерго, из 66 лишь 45 субъектов сделали это в полном объеме, что не позволило подключить плановое количество потребителей к сетям — ввод некоторых проектов в эксплуатацию пришлось отложить. В связи с этим Александр Новак настаивает на введении механизма встречных гарантий — в случае неисполнения одной из сторон (поставщик или регион) принятых на себя обязательств должны обеспечить возмещение понесенных контрагентом расходов, возможно, даже в рассрочку. Это предложение поддержал заместитель председателя правления Газпрома Валерий Голубев, отметив важность предотвращения совершения сделок с участками, необходимыми для проектов газификации, с момента их выбора до завершения строительства.

В числе трудностей компании господин Голубев назвал, в частности, газификацию военных объектов по землям Минобороны. «Вот именно из-за сложностей проведения газопроводов по территории этих земель мы, по сути дела, вынуждены отложить сегодня реализацию этих проектов на более дальний срок»,— посетовал зампредседателя правления Газпрома. Эти замечания в адрес Минобороны возмутили главу ведомства Сергея Шойгу. Темпы газификации военных городков министра «абсолютно не устраивают» — в частности, при строительстве в Арктике приходится завозить «огромное количество» топлива, и, по словам господину Шойгу, этот вопрос с Газпромом обсуждается уже практически три года. «Можно ссылаться на то, что долго тянуть трубу, но мы с вами пошли на то, что давайте делать газохранилища, будем питаться газом на месте, не надо тянуть трубу по много километров»,— возмущался министр. Другая проблема газификации военных городков — необходимость покупки импортных газовых котлов, отметил Сергей Шойгу, подчеркнув важность разработки этого оборудования. «Если хотите с нами работать, давайте работать, а не выступать в правительстве»,— отрезал министр, назвав замечания «Газпрома» несправедливыми. Ему в ответ прозвучало: «Извините». Вопросы газификации военных объектов, подвел итог Дмитрий Медведев, напрямую в программу не входят, но «работать надо, потому что люди, которые служат в Министерстве обороны, работают на гражданских должностях — это такие же граждане нашей страны». Минобороны и Газпрому при участии Минэнерго премьер поручил подготовить предложения об организации взаимодействия.

Евгения Крючкова

Вся лента