Европа вспомнила о Сибири

Авиаперевозчики снова требуют отмены роялти

Европейские авиакомпании опять подняли вопрос о сроках модернизации системы роялти, которые они платят "Аэрофлоту" за пользование транссибирскими маршрутами. Москва и Брюссель согласовали реформу еще в конце 2011 года, ее планировалось завершить в 2014 году. Но, как выяснилось в ходе переговоров с авиавластями Италии и стран Скандинавии, процесс застопорился — риск потери роялти особенно опасен для "Аэрофлота" на фоне падающего рынка. Кроме того, по данным "Ъ", в обмен на послабления РФ хотела бы получить от Европы дополнительные коммерческие права.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Авиавласти Италии и стран Скандинавии запросили Минтранс РФ о статусе внедрения согласованных принципов модернизации системы использования транссибирских маршрутов (ТСМ), говорится в протоколах переговоров, опубликованных Росавиацией. Из ответа Москвы следует, что "проводятся внутренние процедуры в соответствии с законодательством РФ". Но "любая попытка внедрить эти принципы создаст препятствия развитию воздушного сообщения между Россией и зарубежной стороной", а "в случае вмешательства третьей стороны договоренности по ТСМ могут быть пересмотрены".

Система платежей за пользование ТСМ возникла в 1970-х годах. СССР и РФ не подписали соглашение о транзите при международных перевозках Чикагской конвенции, и Москва взимает плату за пролет (роялти) с иностранных компаний, летящих из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. Экономия времени на парный рейс в среднем составляет 4-5 часов, или около $80 тыс. Данные об объеме роялти "Аэрофлот" (получает основную часть средств) не раскрывает. В отчетности группы указаны "доходы по соглашениям с авиакомпаниями", в 2015 году они достигли 31,5 млрд руб. По неофициальным данным, объем средств рос от десятков миллионов долларов в год в 1970-х годах до $200-500 млн в 2000-х. Часть роялти "Аэрофлот" отдает Росавиации на летные училища, авиатренажеры и другие цели.

Принципы модернизации ТСМ были сформулированы в 2006 году главой Минтранса РФ Игорем Левитиным и вице-президентом Европейской комиссии (ЕК) Жаком Барро. Они предполагали, что не позднее 1 января 2014 года обязательство авиакомпаний ЕС заключать коммерческие соглашения с российскими перевозчиками по ТСМ должно быть отменено. Затем сборы должны основываться на затратах, быть прозрачными и не вести к дискриминации зарубежных компаний. В 2011 году глава Минэкономики Эльвира Набиуллина подтвердила комиссару ЕК по торговле Карелу де Гюхту, что принципы вступят в силу после вступления РФ в ВТО.

Вопрос дискриминации зарубежных авиакомпаний также отражен в протоколах. Представители авиавластей зарубежных стран заявили о необходимости назначать второго перевозчика на транссибирских маршрутах. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, пояснил, что это желание связано с законодательством ЕС, требующим, чтобы на линии не было монопольного эксплуатанта. Но Москва сочла, что сейчас просьба не может быть удовлетворена. Российская делегация отказалась продолжать выдачу датской Thomas Cook Airlines Scandinavian и шведской TUIfly Nordic разрешений на пролеты из других стран Скандинавии в Таиланд через европейскую часть РФ, сославшись на понятие "национального перевозчика" — им разрешено летать через РФ только из страны принадлежности. В среднем каждая из компаний летает в Таиланд через РФ 350-400 раз в год.

Собеседник "Ъ" в отрасли сообщил, что сейчас на высшем уровне есть негласное указание "не развивать указанную тему", поскольку потеря или резкое сокращение платежей за пролет по ТСМ "нанесет существенный урон" "Аэрофлоту". В конце июня руководство группы заявило, что убытки от участия в социальных программах (низкие тарифы на Дальний Восток и т. д.) не покрываются платежами иностранных компаний. Но с 2012 года существует запрет ЕК на новые договоренности с Москвой по ТСМ, поясняет источник "Ъ". Поэтому единственной возможностью развития воздушного сообщения является предоставление РФ компенсации в виде дополнительных коммерческих прав.

В итоге скандинавским странам удалось лишь добиться от РФ увеличения частот на полеты по ТСМ в Китай, а Италии — получить разрешение на полеты из трех итальянских городов в Японию, Китай и Гонконг. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича сообщила "Ъ", что отмена роялти в правительстве не обсуждается. В Минтрансе и ЕС "Ъ" не ответили. Глава Infomost Борис Рыбак считает, что изменения геополитической обстановки не позволяют даже думать о том, что меморандум 2011 года будет реализован в полной мере. Эксперт отметил, что запрет ЕК на покупку дополнительных частот по ТСМ легко обходится авиакомпаниями ЕС, если есть острая необходимость.

Елизавета Кузнецова

Вся лента