Совсем уехали

Краевые чиновники перекраивают рынок межмуниципальных перевозок

Краевой минтранс затеял реформу автобусных перевозок в Пермском крае. Почти 300 межмуниципальных маршрутов, действующих сегодня на территории региона, разбили на шесть лотов, в каждом — от 26 до 66 марш­рутов. Фактически это означает, что ни один из действующих перевозчиков и даже муниципальных автопредприятий не смогут претендовать на эти лоты, и для участия в конкурсе им придется объединяться. Как это произойдет, пока неясно. Эксперты видят в этих конкурсных условиях намерение исключить малый бизнес из сферы меж­дугородных перевозок.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Краевой минтранс объявил конкурс на право получения свидетельств на осуществление перевозок по межмуниципальным марш­рутам в Пермском крае. Заявки принимаются с 27 июля по 8 августа. Оценка заявок будет производиться в несколько этапов, для этого разработана и утверждена специальная шкала. Итоги, как предполагается, будут подведены после 23 августа.

Весь Пермский край разбит на шесть лотов. Количество автобусных маршрутов в одном лоте варьируется от 26 (лот №1) до 66 (лот №2 и лот №4). Свидетельство на осуществление перевозок будет выдаваться на пять лет.

Всего в реестре межмуниципальных перевозок значится 285 маршрутов. В настоящее время на территории Пермского края работает несколько муниципальных автотранспортных предприятий, а также свыше 200 индивидуальных предпринимателей. До сих пор существовал заявительный принцип. Однако ФЗ №220 обязывает проводить конкурсы.

Опрошенные „Ъ“ перевозчики говорят, что принципы, на основании которых эти лоты сформированы, им непонятны. Например, в один лот объединены пригородные и междугородные маршруты, и даже маршруты с выездом с разных территорий. Например, в лот №1 попали как пригородные маршруты с выездом из Перми, так и три маршрута на юге края: №604 Чайковский–Барда, №658 Октябрьский–Чайковский и №662 Чайковский–Чернушка.

В лот №2 включен пригородный маршрут №103 Пермь–Шемети и междугородные — №124 Верещагино–Сива и №228 Кудымкар–Юрла. А в лоте №3 наряду с междугородными маршрутами, курсирующими на севере и северо-востоке края (№183 Кизел–Губаха, №242 Чусовой–Лысьва, №644 Кизел–Соликамск), оказался и автобусный маршрут №175 Пермь–Полазна.

«Обычно перевозчики стараются организовать свое движение так, чтобы не было холостых пробегов. Здесь же этого не получится», — говорит руководитель Единого союза перевозчиков Михаил Ухватов. Кроме того, он обращает внимание на то, что при таком распределении маршрутов совершенно неясно, как будет организована работа по подготовке транспортных средств к рейсам и их техобслуживание. «Любой перевозчик, даже если у него один автобус, обязан при выезде осуществлять предрейсовый осмотр транспортного средства, водитель обязан проходить медицинскую комиссию. В Перми у перевозчиков есть производственные площади, где производится осмотр транспортного средства, — говорит он. — Такие же базы есть и у муниципальных автотранспортных предприятий. Но если в одном лоте — города, расположенные в разных частях края, то непонятно, как этим управлять».

Заявлено, что принять участие в конкурсе смогут юридические лица, индивидуальные предприниматели и члены простых товариществ. Однако, как полагают опрошенные „Ъ“ перевозчики, при такой структуре лотов большинство индивидуальных предпринимателей сделать этого не могут, потому что не имеют достаточного количества машин. Они высказывают предположение о том, что перевозчики, поскольку это предусмотрено конкурсной документацией, будут объединяться в товарищества. Но на практике эта идея, скорее всего, нереализуема. «На практике это невозможно. Проблема ведь не в том, как заявиться, а в том, как распределять ресурсы», — говорит Михаил Ухватов.

При этом большинство опрошенных „Ъ“ перевозчиков готовы участвовать в конкурсе. «Конечно, будем заявляться. А что, есть другие варианты?» — удивился руководитель МУП «Нытвенское АТП» Александр Ведерников.

Перевозчик Игорь Сасунов сообщил „Ъ“, что тоже намерен участвовать. При этом, по его словам, в распределении маршрутов по лотам он не видит «ни логики, ни здравого смысла». «Если бы чиновники хотели провести конкурс честно, справедливо и законно, они бы делали, как в Перми — самым оптимальным способом: один маршрут — один лот. И тогда все выполняют ФЗ №220, и у перевозчиков не было бы оснований для того, чтобы оспаривать, — говорит он. — Сейчас перевозчики бросятся в суды и ФАС, попытаются оспорить эту историю. А если конкурс устоит в этих рамках, то после того как начнет действовать новая схема (с 23 октября. — „Ъ“) в течение двух-трех месяцев тариф взлетит в два или три раза. Можете не сомневаться». Он предполагает, что минтранс попытается консолидировать потенциальных участников: «Я даже не удивлюсь, что за пять-шесть дней до конца принятия заявок появится некто, который скажет перевозчикам: я ваши вопросы порешаю, все идите под меня».

Фактически, речь идет о том, что предприятия малого бизнеса по итогам конкурса будут исключены из рынка межмуниципальных перевозок, признаются участники рынка. «Очевидно, что преследуется цель — монополизировать рынок или как минимум существенно укрупнить его, — говорит один из собеседников. — Можно также предположить, что конкурс заточен под крупных участников, которые в дальнейшем возьмут на субподряд местных игроков. В любом случае, в Пермском крае нет автотранспортных предприятий такого масштаба, чтобы одно могло обслуживать целый лот».

По данным „Ъ“, перевозчики уже написали письмо в правительство Пермского края с просьбой разъяснить условия конкурса. В минтрансе „Ъ“ получить комментарии вчера не удалось.

Надежда Емельянова

Вся лента