«Роснефть» и ННК избежали взаимной связи

Арбитраж согласился не считать их аффилированными

Кассационная инстанция отменила все решения предыдущих арбитражных судов, согласно которым «Роснефть» и Независимая нефтяная компания (ННК) Эдуарда Худайнатова признавались аффилированными друг с другом. Спор с налоговиками вокруг здания на Арбатской площади, которое сейчас арендует ННК, мог привести к большим юридическим проблемам для обеих нефтекомпаний, но его удалось уладить мировым соглашением. В отрасли компании неофициально всегда считали «дружественными», хотя господин Худайнатов, проработавший в «Роснефти» пять лет и два года ее возглавлявший, и подчеркивал независимость своего бизнеса.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Арбитражный суд Московского округа, который сегодня должен был рассматривать в кассационной инстанции спор между ООО «Заэлико-Недвижимость» и девятой инспекцией ФНС по Москве, утвердил мировое соглашение сторон. «Заэлико-Недвижимость» пыталось добиться возмещения НДС в рамках покупки в 2013 году здания на Арбатской площади, 1 на 1,5 млрд руб. Сейчас это здание арендует Независимая нефтяная компания Эдуарда Худайнатова и ее структуры. Налоговики отказались возвращать НДС на том основании, что, по их мнению, сделка по продаже здания проходила между взаимозависимыми компаниями. «Заэлико» оспорила это решение в суде и проиграла спор в двух инстанциях.

По мнению судов, реальным владельцем здания как до, так и после его покупки «Заэлико-Недвижимостью» продолжала оставаться компания «Роснефть». Госкомпания является учредителем НПФ «Нефтегарант», который, по мнению судов, владел этим зданием через два ЗПИФа с использованием «технических» фирм. При продаже здания структуры, аффилированные с «Роснефтью», предоставили «Заэлико» деньги на эту сделку. Таким образом, фактически ННК взяла здание в аренду у «Роснефти», считали ФНС и судебные инстанции.

Более того, ФНС сочла, и суды первых двух инстанций с этим согласились, что «Роснефть» и ННК аффилированы между собой. По мнению судов, аффилированность подтверждает то, что «Роснефть» и предшественник ННК группа «Альянс» совместно были учредителями одной компании — ООО «Кондор-АТП». Кроме того, Эдуард Худайнатов в 2012 году, когда проходили сделки по покупке здания на Арбатской площади связанными с «Роснефтью» компаниями, занимал посты сначала президента, а затем первого вице-президента и заместителя председателя правления «Роснефти». А в тот момент, когда здание перешло «Заэлико-Недвижимости», господин Худайнатов уже возглавлял ННК.

Тот факт, что «Роснефть» и группа «Альянс», а теперь ННК имеют различные коммерческие контракты друг с другом, в том числе на транспортировку и поставку нефти, суд расценил как взаимозависимость компаний. «Таким образом, ЗАО ННК (ОАО “Альянс Ойл”) имело договорные отношения с ОАО “НК «Роснефть»” еще в 2012 году и продолжает осуществлять финансово-хозяйственные взаимоотношения и в 2015 году, что свидетельствует о том, что ЗАО ННК не выделялось в отдельный бизнес, (компании.— “Ъ”) не являются конкурентами в своей отрасли, а, наоборот, имеют широкие деловые связи. ЗАО ННК, выступая в том числе в качестве агента, действует в интересах ОАО “НК «Роснефть»” и иных взаимозависимых с ней организаций»,— говорится в определении суда.

Но теперь, согласно мировому соглашению, кассация отменила все решения предыдущих инстанций. «Заэлико-Недвижимость» отказалось от своих требований по возврату НДС, то есть фактически ФНС выиграла спор. Ведущий юрисконсульт АКГ «МЭФ-Аудит» Наталья Абрамова считает, что заключение в кассационной инстанции мирового соглашения между ФНС и компанией, в котором признается факт отсутствия аффилированности, «обезопасит их от дальнейших претензий со стороны налоговой». В ином случае, рассуждает юрист, налоговики могли бы опираться на судебные решения, в которых факт взаимосвязанности по определенным критериям был доказан: «Это могло бы привести к пересмотру ряда сделок, изменению трансфертного ценообразования, поскольку компании не признавались аффилированными и, соответственно, не подавали уведомлений в ФНС о контролируемых сделках»,— считает она.

Хотя на рынке компанию Эдуарда Худайнатова традиционно воспринимали как структуру, дружественную «Роснефти», если бы это было зафиксировано во вступившем в силу решении суда, то у обеих компаний могли возникнуть большие сложности не только с налоговой службой. В таком случае любая сделка ННК или «Роснефти» по покупке активов потребовала бы более пристального внимания ФАС. ННК сейчас является одним из претендентов на покупку госпакета акций «Башнефти». Владимир Путин в начале года ясно сформулировал условия, на которых должна проходить приватизация — в частности, в ней не смогут участвовать госкомпании или деньги госбанков.

Юрий Барсуков, Андрей Райский

Вся лента