Контролируемое падение

Аэропорт Стригино фиксирует снижение пассажиропотока

Международный пассажиропоток нижегородского аэропорта в первом полугодии сократился почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Чартерных авиаперевозок стало на 70% меньше. Эти тенденции в Стригино объясняют ослаблением курса рубля, падением реальных доходов населения, а также уходом с рынка иностранных авиаперевозчиков. В компании считают, что произошедшие изменения оказались серьезнее, чем в кризис 2008–2009 годов, и будут влиять на рынок еще в течение нескольких лет. Пока туроператоры медлят с восстановлением чартеров в Турцию и Египет, эксперты советуют делать ставку на внутренние рейсы, тем более что Сочи и Крым уже в начале сезона показали серьезный рост.

По мнению экспертов, в ожидании чартеров в Турцию и Египет Стригино стоит раскручивать внутренние направления

Фото: Лорис Юлия, Коммерсантъ

Общий объем пассажирских перевозок международного аэропорта Нижнего Новгорода (МАНН, входит в холдинг «Аэропорты регионов», контролируемый группой «Ренова» Виктора Вексельберга) по итогам первого полугодия сократился на 20% по сравнению с тем же периодом 2015 года и составил 334 тыс. человек. Сегмент чартерных перевозок в Стригино просел более чем на 70%, в результате пассажиропоток на международных направлениях в целом сократился в пять раз, до 30,7 тыс. человек. Внутренние рейсы — на 12% в плюсе (без учета Москвы рост составил 41%), ими воспользовались 303,3 тыс. пассажиров. Несмотря на самое начало летнего сезона, рост во многом обеспечили пляжные российские направления: пассажиропоток из Нижнего в Сочи вырос втрое, в Крым — в 2,3 раза.

Такую динамику на ближайшие два года МАНН прогнозировал по итогам 2015 года, отмечая, что изменения на российском рынке авиаперевозок серьезнее тех, что наблюдались в кризис 2008-2009 годов. «Ослабление обменного курса рубля вместе с падением реальных денежных доходов населения способствовали сокращению спроса на перелеты», — говорится в опубликованном вчера годовом отчете аэропорта. Кроме макроэкономических факторов, на международные перелеты повлияло прекращение полетов в Турцию и Египет и значительное сокращение чартерных программ в целом. «Авиакомпании либо резко сократили число международных рейсов, пытаясь оптимизировать маршрутную сеть и обеспечить необходимую загрузку парка воздушных судов, либо вообще прекратили свое существование в силу финансовых проблем», — комментируют аналитики МАНН, вспоминая банкротство второй по пассажиропотоку после «Аэрофлота» российской авиакомпании «Трансаэро» и уход из Нижнего иностранных перевозчиков Czech Airlines‎, Flydubai и Finnair. Тем не менее в этом году в Стригино рассчитывают восстановить или заместить утраченные в 2015 году зарубежные направления (среди таких в годовом отчете называются Бургас, Керкира, Пальма Мальорка, Подгорица, Пхукет, Римини и Худжанд), а также расширить сотрудничество с авиакомпаниями по госпрограмме субсидирования региональных авиаперевозок.

Комментируя показатели Стригино за первое полугодие, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий говорит, что в первую очередь международный пассажиропоток аэропорта просел из-за отмены чартеров в Египет и Турцию: в эти страны нижегородцы стали летать регулярными рейсами из Москвы, усилив показатели внутреннего направления перелетов. Но формальное восстановление авиасообщения между Россией и Турцией не принесет нижегородскому аэропорту международного пассажиропотока, пока не будут открыты чартеры, говорит эксперт Aviation Explorer Владимир Карнозов. «Нужно время, чтобы определиться с аэропортами для чартерных авиаперевозок, разработать схему, найти борты», — отмечает эксперт. Пока авиакомпании и туроператоры с этим не спешат. Гендиректор турфирмы «Спутник» (представитель TEZ Tour в Нижнем Новгороде) Владимир Пьянов объясняет, что, как только запустят чартеры в Турцию и Египет, которые значительное дешевле регулярных перелетов, начнется существенный отток пассажиров с других чартерных направлений. «Таким образом, пытаясь заработать на Турции и Египте, операторы могут погореть на других направлениях. Они это понимают и не хотят рубить сук, на котором сидят», — отмечает эксперт.

В то же время, по мнению Владимира Карнозова, аэропорт Стригино может пытаться развивать внутренние направления, так как международные и внутрироссийские пассажиры приносят ему сопоставимый доход. «Для аэропорта минус только в том, что международный сектор терминала будет недозагружен. А с внутренними пассажирами работать даже удобнее. Иная ситуация у авиакомпаний: международные перевозки для них традиционно прибыльны, а внутренние зачастую убыточны», — говорит эксперт.

Перспективным может быть и привлечение турпотока из зоны охвата нижегородского аэропорта, то есть и из соседних регионов. «Нужно искать все возможные способы для увеличения пассажиропотока, чтобы окупить инвестиции в новый терминал. Потому что повысить стоимость обслуживания рейсов для авиакомпаний нельзя: это приведет к удорожанию перелетов и дальнейшему снижению пассажиропотока», — говорит Алексей Синицкий. Что касается тренда по переводу международных чартеров на регулярную основу, то в текущей экономической ситуации маловероятно, что авиакомпании решатся на такое из Нижнего, полагает Владимир Карнозов: близость к столице делает для перевозчиков более рентабельным увеличение вместимости самолетов, летящих по основным направлениям из Москвы, чем прямые рейсы из Нижнего.

Александра Викулова, Анна Павлова

Показатели нижегородского аэропорта в 2015 году

В 2015 году пассажиропоток нижегородского аэропорта снизился на 16% к соответствующему периоду прошлого года до 946 тыс. (без учета транзита). На внутрироссийских рейсах аэропорт обслужил 612 тыс. пассажиров, что на 4,1% больше показателя предыдущего года. На международных — 334 тыс. человек, или на 38% меньше, чем в 2014 году. Количество самолетовылетов сократилось на 12,3%, до 8,3 тыс. Выручка аэропорта составила 829 млн руб. — это на 10% меньше, чем годом ранее. Чистая прибыль сократилась на 47% по сравнению с 2014 годом до 162 млн руб. на фоне снижения прибыли от продаж на 39%, а также снижения неоперационных доходов аэропорта.

Читать далее

Вся лента