Сомневающееся телевидение

"Время обоснованных сомнений" в ГЦСИ

Биеннале современное искусство

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В ГЦСИ открылся стратегический проект V Московской молодежной биеннале — он называется "Время обоснованных сомнений". Рассказывает МАРИНА АНЦИПЕРОВА.

Стратегических проектов у молодежной биеннале в этом году два, и они так и просятся к сравнению. Первый, португальского куратора Жуана Лаии (критика, куратора кинофестивалей, социолога по образования), занимает четыре этажа здания Музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Второй, от двух итальянских исследовательниц с сопутствующими интересами в области дизайна и архитектуры Валерии Манчинелли и Сильвии Франческини,— всего один зал здания ГЦСИ на Зоологической. Оба стратегических проекта как будто бы иллюстрируют собой два противоположных подхода к кураторству.

У Жуана Лаии получился яркий и громкий проект с разным светом на разных этажах, кое-где стилизованный под глянцевые журналы, местами располагающий прилечь на ковер или сделать селфи на фоне растений в гамаках,— как справедливо признает сам куратор, очень дружелюбный формат.

У Манчинелли и Франческини, напротив, строгая сборка фото- и видеоработ под заголовком "Время обоснованных сомнений". Здесь в подборку материалов попали работы, так или иначе связанные с художественными исследованиями, которые ставят под сомнение исторические события и артефакты или, напротив, прокладывают к ним культурные связи так, что эти события начинают смотреться в более широком контексте. Работы здесь подобрались самые что ни на есть серьезные. Тут все беды современного общества — Ирак, ксенофобия, события на границе России и Украины, неоколониальное состояние мира, а также дети с особенностями развития. Проекты рифмуются по направленности сомнений — Урок Ширхан пытается переснять идиллический фильм американского режиссера Пола Чана "Багдад в произвольном порядке", используя документальную съемку своего отца, который вернулся на родину через 25 лет изгнания, а Михаил Толмачев располагает рядом фотоснимки с обеих сторон фронта в Донбассе. "Конец репродукции" Софии Грефе — про историческую фигуру слежки ГДР с умеренно романтическим нарративом ("Наблюдать — это профессия? Я не могу видеть начало их действий",— спрашивает себя в конце главный герой). У Мерич Алгюн в "Риске публичности" фотографии заменены их описанием ("Вместо фотографии — концепт!" — радуются посетители выставки, проходящие мимо) и рассказывают об одном годе жизни художницы глазами фотографировавших ее прохожих. Отдельный блок — про ксенофобию и расизм с артефактными рисунками со студенческого мастер-класса Даниэлы Ортис, где отправной точкой служит убийство чернокожих граждан, и облаком архивных материалов. Общий итог подводит исследовательский проект шведского художника Эмануэля Альмборга о загородном детском доме для слепоглухонемых детей, выпускникам которого удавалось окончить университет,— с лейтмотивной для "Времени сомнений" темой о взаимодействии с предметами при формировании мысленных образов, что в школе понималось как отправная точка для коррекции их нарушений. Бытие определяет сознание, колониальное прошлое влияет на настоящее, медиа врут, окружающий мир все мы видим по-разному, историю пишут победители, культура и язык влияют на идентичность, чернокожих в Америке убивают, среди пограничников бывают ксенофобы, с Ираком не все было так просто — выставка складывается в ликбез по проблемам, волнующим западное общество, который было бы небезынтересно дополнить и отсылкой к нашему собственному опыту. Без наших травм происходящее превращается в образовательный проект о том, как работают с такими проблемами в мире, хотя, с другой стороны, экспозиция бы тогда рисковала оказаться сдвинутой по национальному признаку.

Вся лента