В Париже запрещают въезд старых машин

Владельцев машин, выпущенных до 1997 года, будут штрафовать на €35

С 1 июля въезд во французскую столицу на старом автомобиле станет затратным удовольствием. Мэрия Парижа и Министерство экологии еще в начале июня согласовали закон, согласно которому в городе вводятся штрафы за использование автомобилей старше 1 января 1997 года выпуска. Запрет будет действовать по будням с 8:00 до 20:00, при этом новые меры коснутся как легковых автомобилей, так и грузовиков и мотоциклов. Невыполнение требований нового закона обернется для водителей непредвиденными расходами в размере €35. При повторном нарушении штраф возрастет до €68 для обладателей легковых автомобилей и до €135 для водителей грузовиков.

Фото: Александр Потапов, Коммерсантъ

Сама идея ограничения движения транспорта ради улучшения экологической обстановки не нова. В Швеции первые зоны ограничения проезда автомобилей появились еще в 1996 году. Затем этот опыт переняли еще девять европейских стран. К примеру, в Италии сейчас таких зон 96. Эта мера, согласно задумке, призвана защитить право французов «дышать чистым воздухом». Мэр Парижа Анн Идальго объявила в сентябре прошлого года об «исключении дизельного топлива в Париже в 2020 году». При этом вводиться ограничения будут поэтапно: нынешние рамки — это только начало масштабного проекта французских властей. Авторы закона рассчитывают, что таким образом к 2050 году удастся добиться сокращения уровня вредных выбросов в атмосферу в городе на 75%.

Правда, несмотря на столь благие намерения, эти требования были встречены автолюбителями с негодованием. Ассоциация «40 миллионов автомобилистов» заявила о своем намерении подать коллективный иск на действия мэрии Парижа с требованием компенсации ущерба. Согласно их оценкам, под удар подпадают 870 тыс. автомобилистов, чьи транспортные средства смогут передвигаться по Парижу только с 20:00 до 8:00 по будням: «Мэрия Парижа дает понять людям, что они не смогут ездить (в городе.— “Ъ”), а их транспортное средство потеряет половину своей рыночной стоимости просто потому, что никто не купит автомобиль, на котором невозможно ездить!» — недоумевает представитель ассоциации Пьер Шассрей. По его словам, «ущерб составит порядка €1 млрд».

Вычислять нарушителей нового закона будут при помощи специальных «сертификатов качества воздуха». Это наклейки шести цветов, которые будут крепиться на лобовые стекла автомобилей. Пять из них пронумерованы от одного до пяти, а еще одна — зелено-белого цвета — служит для обозначения электромобилей или машин, работающих на водороде. Остальные наклейки ранжируют автомобили в зависимости от их возраста и соответствия определенному экологическому стандарту.

Французские автомобилисты уже сталкивались с наклейками на лобовое стекло: в середине XX века это были марки для уплаты налога на автомобиль. Тогда французы (а сейчас и многие европейцы) покупали марки разной стоимости в зависимости от класса авто — таким образом и собирался налог, который, впрочем, был отменен в 2001 году. Нынешние наклейки не грозят автолюбителям введением новых налоговых сборов: стоить они будут одинаково (€4,50), а срок действия будет исчисляться несколькими годами. Зато новые наклейки могут принести обладателям экологически чистых авто льготы или привилегии. Например, городские власти могут предоставить места для стоянки владельцам зелено-белых наклеек. Впрочем, механизм поощрения пока до конца не проработан.

Кирилл Сарханянц

Вся лента