«Трансаэро» хочет в реанимацию

Гендиректор авиакомпании рассказал о планах возобновить полеты

Через восемь месяцев после прекращения полетов некогда второй по величине авиакомпании РФ «Трансаэро» ее руководство заявило о планах вернуться на рынок. Гендиректор банкротящегося перевозчика Александр Бурдин не оставил надежд оспорить отзыв Росавиацией у «Трансаэро» сертификата эксплуатанта или осуществить слияние юридического лица с другой авиакомпанией. Необходимость реинкарнации компании, как и прежде, аргументируется «единственным шансом для кредиторов» вернуть долги. Но по-прежнему не ясно, как компания, оставшаяся практически без самолетов, но с многомиллиардной долговой нагрузкой, рассчитывает вести нормальную деятельность.

Фото: Александр Скифский, Коммерсантъ

«Трансаэро» рассматривает варианты возобновления деятельности, сообщил сегодня ТАСС гендиректор авиакомпании Александр Бурдин. Он руководит «Трансаэро» с ноября 2015 года, после того как с поста ушел представитель «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин (в сентябре—октябре «Аэрофлот» пытался санировать «Трансаэро», но не смог договориться о получении контрольного пакета акций перевозчика). По словам господина Бурдина, сейчас рассматриваются варианты оспаривания в судебном порядке отзыва Росавиацией сертификата эксплуатанта (произошло в конце октября 2015 года), слияния с новым юридическим лицом, уже имеющим право на полеты, или покупки нового сертификата.

Авиакомпания «Трансаэро» (контроль находился у семьи Ольги и Александра Плешаковых) почти 25 лет была одним из крупнейших российских перевозчиков. По итогам 2014 года компания перевезла 13,2 млн человек. Но в том же году у нее начались финансовые проблемы на фоне падения спроса на авиаперевозки, а летом 2015 года общая задолженность «Трансаэро» (с учетом лизинга) оценивалась более чем в 260 млрд руб. С сентября прошлого года работу «Трансаэро» обеспечивал «Аэрофлот», который должен был стать собственником контрольного пакета авиакомпании с согласия правительства, но сделка не состоялась. О планах заняться оздоровлением «Трансаэро» в прошлом году заявлял и совладелец S7 Group Владислав Филев, но дальше заявления сделка не продвинулась. В конце октября авиакомпания прекратила свою деятельность в связи с аннулированием Росавиацией сертификата эксплуатанта. На конец первого квартала 2016 года 59,4% в уставном капитале «Трансаэро» принадлежит Александру Плешакову, 13,01% — дочерней структуре «Трансаэро-Финансы».

Александр Бурдин заверяет, что к работе вновь создаваемой авиакомпании будут главным образом привлечены сотрудники «Трансаэро». Впрочем, сейчас из штата перевозчика, в котором числились 11 тыс. сотрудников, осталось 239 человек. В парке авиакомпании, ранее состоявшем более чем из 100 самолетов, находится в собственности лишь 11 судов: 7 Boeing 737, 3 Boeing 767 и один Boeing 777 (остальные забрали лизингодатели). В дальнейшем «Трансаэро» может использовать Boeing 737 NG, Sukhoi Superjet 100 и даже МС-21 (еще не поставляется на рынок), тем более что «в России можно летать рентабельно: есть куда и есть на чем», считает господин Бурдин.

Вопрос о погашении зависшей задолженности «Трансаэро» до сих пор остается открытым, но Александр Бурдин считает, что «единственным шансом для кредиторов вернуть свои деньги» остается перезапуск компании, реструктуризация кредитов и их конвертация в акции (разговоры с кредиторами о возможной реструктуризации «Трансаэро» безуспешно вела и осенью 2015 года, но, по сути, стороны не могли найти рабочую модель продолжения деятельности). Сейчас, по словам гендиректора компании, кредиторы могут получить минимальные суммы — не более 8–10 центов на каждый доллар долга. При этом в середине июня в одном из основных кредиторов «Трансаэро», Сбербанке, говорили, что могут и обратиться в правоохранительные органы по поводу неправомерных действий бывших собственников и экс-руководства банкротящейся авиакомпании. По словам первого зампреда правления госбанка Максима Полетаева, у Сбербанка есть основания полагать, что финансово-хозяйственная деятельность не носила «необходимый прозрачный характер», а финансовая модель перевозчика вызывает вопросы, поэтому кредитор планирует защищать интересы «всеми доступными правовыми способами».

Господин Бурдин в своем интервью не стал комментировать дальнейшую судьбу бывших владельцев «Трансаэро», но раскритиковал деятельность своего предшественника Дмитрия Сапрыкина (сейчас возглавляет объединенную авиакомпанию «Россия», входящую в группу «Аэрофлот»), который, по словам главы «Трансаэро», не передал технические и финансовые документы по работе компании, в результате чего та обратилась в суд.

Публикация интервью Александра Бурдина дала шанс заработать биржевым спекулянтам: сразу после сообщения о планах создания на базе «Трансаэро» новой авиакомпании акции перевозчика на Московской бирже выросли почти на 70%, до уровня 9 руб. за штуку. Год назад бумаги торговались по цене порядка 92 руб. за акцию.

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов в эфире “Ъ FM”: «Я бы приветствовал любое возникновение новых серьезных игроков на рынке. Для потребителя это очень позитивные новости. В целом для рынка это, наверное, хорошая новость, но при всем при этом нужно понимать, что создание авиакомпании сегодня в России потребует очень серьезных вложений». Читайте подробнее

Елизавета Кузнецова

Вся лента