Из «Нижегородского порта» посыпался песок

Суда и лицензии банкрота продадут через акционирование нового ОАО

Остатки активов обанкротившегося ОАО «Нижегородский порт», землю которого областное правительство изъяло для строительства стадиона к ­ЧМ-2018, готовят к продаже в рамках конкурсного производства. Давно не работающее предприятие продало имущество кинешемского порта, а лицензии на добычу песка и остатки старого флота выделяются в отдельное АО для реализации. Эксперты считают, что найти покупателей на это имущество будет непросто, а интерес к нему будет зависеть от состояния судов и условий лицензий.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Процедура продажи имущества в рамках конкурсного производства на ОАО «Нижегородский порт» вступила в активную фазу. Как рассказал „Ъ“ конкурсный управляющий порта ­Сабир Алахкулиев, общий объем кредиторской задолженности банкротящегося предприятия составляет порядка 260 млн руб. Самый крупный кредитор — налоговые органы, тело долга перед налоговиками составляет 55 млн руб., а общая сумма со штрафами и пенями — около 65 млн. При этом ликвидного имущества у банкротящегося предприятия почти не осталось, отмечает конкурсный управляющий. Напомним, еще в 2014 ­году, до начала банкротства, правительство Нижегородской области изъяло главный актив порта — земельный участок площадью более 19 га, на котором располагаются портовые сооружения — на праве долгосрочной аренды, для строительства инфраструктуры к чемпионату мира по футболу.

В рамках процедуры банкротства ОАО «Нижегородский порт» было реализовано имущество дочернего кинешемского порта, оцененное в 6 млн руб., вырученные деньги пошли на погашение кредиторской задолженности (ОАО «Кинешемский речной порт» было ликвидировано в апреле 2016 ­года). Не ведущее никакой деятельности ОАО «Нижегородский порт» до конца апреля арендовало у мингосимущества области небольшой земельный участок на Стрелке, на котором располагалась котельная, обеспечивающая теплом соседние здания (котельная также подлежит сносу). По данным регионального мининвеста, снос пакгаузов и строений, расположенных на территории бывшего грузового порта, начнется в сентябре за счет средств областного бюджета. Большой земельный участок уже сформирован и зарегистрирован в собственность Нижегородской области: на площади бывшего порта планируется провести берегоукрепление, построить автодорогу вдоль Волги, временные сооружения к чемпионату и благоустроить набережную, создав рекреационную зону.

Сейчас среди активов ОАО «Нижегородский порт», которые можно продать — несколько портовых кранов, суда для добычи песка и вспомогательные суда, а также восемь лицензий на добычу песка. По словам господина Алахкулиева, сейчас проходит экспертиза состояния кранов, в зависимости от ее выводов будет принято решение об их продаже либо целиком, либо в качестве металлолома. Кроме того, в конце мая комитет кредиторов принял решение провести замещение активов должника, создав на базе имущества банкротящегося ОАО новое акционерное общество — «Порт Нижний Новгород». В его уставный капитал будет передан весь оставшийся флот и лицензии. «Некоторые лицензии на добычу песка действительны до 2020 и даже до 2030 года. Но законодательство не позволяет продавать их отдельно, и чтобы кредиторы выручили за них средства, было решено передать их вместе с флотом в отдельное АО, акции которого будут выставлены на продажу», — пояснил Сабир Алахкулиев. По данным Kartoteka.ru, АО «Порт Нижний Новгород» с уставным капиталом 31,89 млн руб. было зарегистрировано 7 июня 2016 ­года. По словам конкурсного управляющего, сейчас идет процедура передачи имущества, а в Центробанк направлены документы для регистрации выпуска акций. «Думаю, к первому августа мы получим решение регулятора об эмиссии, будет проведена оценка ценных бумаг, и они будут выставлены на продажу», — отмечает господин Алахкулиев, планируя до конца года завершить конкурсное производство.

Напомним, ОАО «Нижегородский порт» в конце 2000-х годов долго был ареной корпоративного конфликта между его акционерами — петербургскими коммерческими структурами Андрея Рогачева и Павла Андреева. Борьба за активы сопровождалась многочисленными арбитражными судами и уголовными делами. В конце 2013 структуры Павла Андреева продали свой пакет акций порта (41,6%) нижегородским компаниям, которые сейчас являются недействующими. Госпакет в 16% акций порта, которым распоряжалось Росимущество, так и не был реализован на торгах. На собственное банкротство ОАО «Нижегородский порт» подало в сентябре 2014 ­года, а спустя год начался судебный процесс в отношении бывшего гендиректора порта Александра Жаркова, его обвинили в растрате и злоупотреблениях служебным положением. Ущерб обществу следствие оценило в 30 млн руб., бывший руководитель вину не признает, уголовное дело до сих пор рассматривается в Канавинском райсуде. Акционеры предприятия и органы власти не раз обещали перенести речной грузовой порт в другое место, но этого не случилось.

Перспективы продажи акций вновь созданного ОАО зависят от того, каково техническое состояние флота и на какие месторождения выданы лицензии на добычу песка, полагают эксперты. «В ряде регионов, таких как Московская область или Татарстан, добыча песка из рек активно развивается и дело это довольно прибыльное. В Нижнем Новгороде это пока не сильно распространено, хотя строительство у вас ведется довольно активно. Возможно, какие-то из нижегородских предприятий заинтересует эта сфера», — отметил член совета директоров Рыбинского завода гидромеханизации Евгений Леонов. Что касается флота, по его мнению, подобных старых судов на Волге много, и вряд ли они сильно заинтересуют покупателей из регионов Приволжья. Если состояние флота хорошее, теоретически он может заинтересовать и государственные предприятия, которые могли бы приобрести суда для дноуглубления на внутренних водных путях, предполагает главный редактор отраслевого портала PortNews Надежда Малышева.

Анна Павлова

Вся лента