«Речь идет об абсолютно бескомпромиссном пути художника»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о выставке «Товарищество Новые Тупые» в ММОМА.

Фото: Александр Ляшко

В Московском музее современного искусства ММОМА на Гоголевском бульваре только что открылась выставка с названием «Товарищество Новые Тупые». Так как оное товарищество, появившееся в Санкт-Петербурге ровно 20 лет назад, занималось исключительно перформансами, сегодняшнюю экспозицию, которую придумал куратор Петр Белый, можно назвать выставкой-реконструкцией. Дошедшая до нас видео-, фото- и бумажная документация из немногих, и — многочисленные эффектные реконструкции. Я попросил Белого определить квинтэссенцию деятельности «Новых Тупых».

«В двух словах это очень просто: жизнь как перформанс. Перформанс и жизнь неразделимы. Люди в течение 5-6 лет вообще не разделяли личное и публичное пространство», — прокомментировал куратор.

Группа образовалась в апреле 1996 года в питерской галерее «Борей». Флягин, Панин, Спирихин, Нагель, Козин, Райскин, Ляшко, Хвостов за шесть лет совместной деятельности провели 80 перформансов и хепенингов. А вот что куратор говорит о сущности уже своего выставочного проекта.

«В целом речь идет о судьбе художника, об абсолютно бескомпромиссном пути художника. Мы здесь видим остатки, руины перформансов, и наша задача — немножко переустроить историю искусства последних 20 лет, потому что какие-то явления хоть и находились в тени, тем не менее, были чрезвычайно, на мой взгляд, значительными, и “Новые Тупые” — одно из них. Мне кажется, что после этой выставки история искусства изменится. Я верю в это, может быть, это немножко пафосное заявление, но я убежден», — сообщил Белый.

Опишу, наверное, некоторые перформансы «Новых Тупых». «Сани едут сами» — реди-мейд объект: на детских деревянных санках стоят два пластиковых ящика с пустыми бутылками. Художник скрытно приводит сани в движение, они пересекают зал, сами открывают двери, переворачиваются; слышен звон падающих бутылок. «Азбука искусства»: фамилии художников, производные от предметов быта, изображаются в этих предметах. Поленов – в виде полена, Глазунов – очки, Грабарь – грабли.

Или «Выход» – под куполом храма размещено алое полотнище, указующее вверх, с соответствующей надписью. Или «Большая стирка», когда в дни бомбардировок Грозного участники акции отстирывали муляж российского флага, нарисованный гуашью на полиэтилене.

Вся лента