«Если наша экономика будет сильной не только из-за нефти и газа, мы станем непобедимы»

Губернатор Московской области Андрей Воробьев в интервью «Ъ FM»

В Одинцово будет создан центр наблюдения за выборами. Об этом заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев в интервью «Коммерсантъ FM» на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. В беседе с политическим обозревателем радио новостей Дмитрием Дризе он отметил, что в новом центре можно будет следить за любым избирательным участком в области.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Речь идет на форуме об инвестициях. Московская область, с точки зрения инвестиций, наверное, самый-самый регион, куда можно вкладывать и вкладывать.

— Мы входим в пятерку по инвестированию в регион, порядка 600 млрд руб.

— Наверное, он все-таки недоинвестирован, можно сказать.

— Конечно, как и все регионы нашей страны.

— Поле непаханое просто для инвестиций.

— Недоинвестирован, мы все заинтересованы в притоке и отечественных денег, и иностранных инвестиций. И Петербург — великолепная площадка для того, чтобы еще раз привлечь внимание к своему региону.

— Чем вы на сегодня привлекли внимание инвесторов?

— Мы, по сути, развеяли миф, что земля в Подмосковье дорогая для новых заводов, фабрик, производственных комплексов. У нас есть механизмы, и президент дал нам, губернаторам, право без конкурсов предоставлять землю за символическую плату или за очень небольшие деньги. Поэтому если у тебя есть намерение вложить деньги в Подмосковье, приходи, у тебя есть газ, электричество, канализация, мы проведем тебе дорогу. И у тебя есть необходимые гектары. Раньше это звучало как-то даже чудаковато, может быть — сегодня это реалии жизни.

— Говорят, уже появился крупный инвестор — к нам приходит Mercedes. Поведайте что-нибудь.

— Мне часто задают вопрос по нашему партнеру, автомобильному гиганту Mercedes. Я могу лишь подтвердить, что это большие переговоры, которые мы еще ведем, и есть много пунктов о неразглашении деталей. Я лишь могу подтвердить, что специальный инвестиционный контракт был подписан и передан в Министерство промышленности Российской Федерации для регистрации. Это значит, что, в случае благоприятного регистрирования этого контракта, Mercedes будут выпускаться в России.

— Это прямо большой-большой завод будет или сборочный, или это отверточная сборка?

— Это будет приличный завод с необходимым уровнем локализации.

— То есть даже с поставкой из России каких-то…

— Да, узлов, обязательно. Поэтому большой проект, и мы очень надеемся, что он увенчается успехом.

— Хочется поговорить про дороги. Мы знаем, что очень много реконструируется, ремонтируется, и новый аэропорт, мы знаем, запускается в Жуковском, в Раменском. Как будет решаться проблема дорог?

— Первое --это ЦКАД. Большой федеральный проект, 200 с лишним километров. Эта дорога разгрузит и Москву, кстати сказать, потому что все сегодня идет через МКАД, все грузовые потоки. ЦКАД — глобальный проект, кстати, старт которому был дан президентом на питерском форуме, вы помните, в своем выступлении он поддержал, и все пошло. Мы очень рассчитываем, что в конце 2018, в 2019 году сдадутся все четыре участка, и это будет уже совсем другая история.

— Во что обойдется-то, сколько сейчас стоит проект?

— Каждый участок стоит на уровне 40-50 млрд руб., это в зависимости от того, где он проходит. Но сам факт, что эти контракты обеспечены государственными деньгами и деньгами частных инвесторов, поэтому здесь проблем нет, осталось построить. Самое сложное — это подготовить, освободить территорию. Потому что регион густонаселенный, как вы прекрасно знаете, и освобождение территории занимает наибольшее количество времени и доставляет хлопот.

— Нет проблем, как с ленинградкой были, что приходится леса спиливать?

— Такие проблемы есть, и мы обходили где-то год, а то и полтора реликтовые рощи, лиственницы, которые были высажены. В общем, есть свои сложности, но проект очень важный, и, безусловно, он даст очень хороший эффект для экономики и России, и области, в частности.

— Мы знаем о губернаторской программе «Дороги Подмосковья», как она развивается, будет ли здесь дополнительное строительство?

— Дело в том, что интенсивность железнодорожного сообщения каждый год растет, и мы имеем направления, где интервалы между поездами составляют 3-5 минут в час пик. То есть автомобиль не может проехать по земле, только эстакадами. Поэтому был реализован большой план по строительству порядка 20 эстакад, а инвесторы проявили интерес к платным переездам. Это российская компания, российский фонд и крупное итальянское инжиниринговое подразделение, с которым мы подписали соглашение. Очень надеюсь, что совместно мы реализуем такой проект.

— Это вместо шлагбаумов, вместо переездов будут мосты, которые за денежку?

— Да, это переезд, но где-то будет и бесплатно, а где-то будет за плату, доступную, символическую часто, но за плату.

— Хорошо, программа по развитию городов Подмосковья, здесь что-то предполагается? Много говорят о том, что люди работают в Москве, ездят в Москву, живут в электричках, в поездах.

— Это самый главный вызов — создание рабочих мест. При том, что мы должны также заметить, что самый низкий уровень безработицы в трех субъектах: Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

— Ну, со всей России едут.

— Да, со всей России едут. Вместе с тем, порядка 1,2 млн человек каждый день ездят на работу в Москву. Зарплаты там выше, и это заставляет людей срываться из Подмосковья и тратить кому час, а кому и по 2,5. Поэтому задача — создать индустриальные площадки. Во всех муниципалитетах мы это делаем, их 68, то есть это территории, где все готово для инвестора. Есть свободные экономические зоны, в Подмосковье их три — это Ступино, Фрязино и Дубна. Есть индустриальные парки, то есть это свободная территория при муниципалитете, где будут расположены новые фабрики, новые производственные комплексы, складские комплексы, торговые. Вот этим мы сейчас занимаемся.

— Ну а что там будет за работа?

— Разная. Это перерабатывающая промышленность, это оптово-распределительные склады, это объекты малого и среднего бизнеса, самые разные цеха, производственные комплексы. Главное, что есть место, куда приходить. Очень большой спрос на форуме мы видим со стороны американских компаний в области фармацевтики, это и оборудование, и производство лекарств совместно с нашими российскими бизнесменами. Все нам это очень нравится и обнадеживает.

— И сколько вы планируете инвестиций на ближайшие годы?

— В последние три года в основные фонды вкладывается на уровне 600-650 млрд денег. Мы, Москва, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, мы четвертые по объему инвестиций, Татарстан еще — вот пятерка регионов с самой большой долей инвестиций. Наша задача — стабильно находиться в этой пятерке.

— Много говорили о том, что хорошо бы объединить область и Москву, можно ли это теоретически?

— У нас огромное количество дел, проблем, нам есть чем заниматься.

— Сейчас эта тема ушла полностью?

— Поэтому рассуждать на эту тему просто, я считаю, даже вредно.

— Разграничение по Новой Москве, потому что Москва расширяется, и все время может у вас отнимать самые рыбные пути.

— Москва расширяется, у Москвы много своих проблем, Подмосковье развивается, слава богу, у нас есть территория, у нас активное строительство, поэтому каждый субъект имеет великолепный потенциал. И мы, те, кто находится у руля области, региональная и муниципальная власти должны делать все, чтобы каждая территория развивалась — и Москва, и область, и Тульская, и Воронежская области. Сегодня так и происходит. Вообще, я должен сказать, что конкуренция среди регионов ощущается. Здесь 76 губернаторов активно работают с инвесторами, и каждый старается предложить, предоставить самые лучшие условия. Это очень хорошая тенденция.

— Но есть негативные прогнозы о том, что безработица растет и так далее, тоже ведь нельзя сбрасывать со счетов, и кризис…

— Жизнь — сложная штука, и иной раз бывают моменты, которые ты должен преодолевать, а не сдаваться ни в коем случае, не опускать руки. Если мы сейчас говорим о санкциях, о сложном доступе к международным капиталам, то да, сегодня этот момент существует, но политика, которую ведет наш президент, которую ведет наше государство, абсолютно понятна и поддерживается абсолютным большинством жителей. Поэтому наша задача — разобраться с экономикой, наша задача — научиться создавать современное производство с экспортным потенциалом, создавать рабочие места. Если мы это научимся делать, если экономика будет сильной не только потому, что нефть и газ, а потому, что у нас есть голова на плечах, и мы можем свой интеллектуальный потенциал реализовывать, то тогда мы непобедимы.

— Вы заняты целиком экономикой, политика вас меньше беспокоит?

— Я занят хозяйственными делами, потому что это главная задача.

— Вы крепкий хозяйственник?

— На самом деле, год-то политический, потому что ведь выборы.

— Вот в том-то и дело.

— У нас в областную думу выборы и, конечно, в Государственную, у нас большая территория, 11 округов, конкуренция будет, поэтому…

— Оппозиции-то дадите выступить, участвовать?

— Оппозиция ведет работу, у нас сильные позиции.

— Не мешаете? Способствуете выборному процессу?

— У них своя идеология, у нас своя. Знаете, очень важно в этой жизни учитывать разные мнения, а не отвергать наотмашь все то, что…

— Вы гарантируете чистые и прозрачные выборы на территории Московской области?

— Это моя стратегическая задача. Мы сейчас работаем над тем, чтобы каждый избирательный участок был оснащен камерами, я уже не говорю про наблюдателей, обязательно видеокамеры. И мы хотим создать в Одинцово большой наблюдательный центр, откуда любой желающий, представитель средств массовой информации может выйти и наблюдать за тем, что происходит на том или ином участке. На любом из 3,5 тыс. участков.

Вся лента