Путеводитель по конкурсной программе ММКФ

Андрей Плахов о фильмах основного конкурса

По просьбе Weekend председатель отборочной комиссии ММКФ Андрей Плахов рассказал о фильмах основного конкурса.


Козни Давид Гриеко (Италия)

Убийство Пьера Паоло Пазолини — не только одна из самых больших криминальных загадок ХХ века, это знаковое событие, обозначившее слом эпохи, переход от радикализма сексуальной революции к реакции и консерватизму. После Абеля Феррары свою версию убийства великого режиссера и писателя предлагает Давид Гриеко — автор многих документальных картин и одного игрового фильма ("Эвиленко" — по мотивам дела Чикатило). Гриеко считает, что Пазолини поплатился не только за антифашистский фильм "Сало", но и за разоблачительную книгу о крупной нефтегазовой компании.


Эксцентрики Януш Маевский (Польша)

Фото: Marcin Makowski

Костюмная ретродрама из 1950-х годов: действие происходит в еще не пережившей последствий войны и уже оказавшейся социалистической Польше. Эмигрант Фабиан приезжает на родину из Англии, влюбляется в красавицу Модесту и создает свинг-группу с местными музыкантами-любителями. Молодежь мечтает о западных мелодиях и ритмах, но подчиненное идеологии общество стремится погасить любые проявления фантазии и таланта. Режиссер Януш Маевский, чья юность пришлась на 1950-е,— один из последних живых свидетелей эпохи.


Мари и неудачники Себастьен Бетбедер (Франция)

Типично французское кино: много любви, метаний, меланхолии и красивых пейзажей — часть действия разыгрывается на "мистическом" острове в Бретани. Мари красива, но не уверена в себе. Так же, как ее экс-бойфренд, безработный журналист Симеон, и новый друг, писатель Антуан. Сочетание прихотливых случайностей и тайных закономерностей их судеб напоминает об атмосфере фильмов Алена Рене и восходит к традициям французской литературы эпохи Просвещения. Участие в фильме таких харизматичных персонажей, как футболист Эрик Кантона и актриса Эмманюель Рива (60 лет назад игравшая у Рене в фильме "Хиросима, любовь моя"), придают дополнительную привлекательность этой картине, снятой в жанре философической "драмеди" (драма-комедия).


Монах и бес Николай Досталь (Россия)

Ироническая притча: добро и зло, божественное и дьявольское ведут сраженье за душу монаха (авторство сценариста Юрия Арабова определяется безошибочно). Действие разворачивается в мужском монастыре в царской России. Вместе с монахом Иваном Шапошниковым в обитель проникают и темные силы. Некто, называющий себя Легионом, стремится искусить Ивана и склонить его на путь зла. Кто окажется победителем в этой вечной борьбе — и чем придется заплатить за победу?


Дочь Реза Миркарими (Иран)

Идеологическая семейная драма: характерная для сегодняшнего Ирана история, построенная на конфликте традиций и отдельного человека. Как и во многих таких историях, в роли диссидента выступает женщина. Сетарех взрывает упорядоченный быт семьи, заявляя авторитарному отцу, что вместо празднования помолвки сестры она летит в Тегеран проводить подругу, навсегда покидающую страну. Фильмы режиссера Резы Миркарими выдвигались от Ирана на "Оскар", получали награды Каннского и Московского фестивалей


Голос вещей Ариэль Эскаланте (Коста-Рика)

Экзистенциальная драма: героиня фильма, медсестра, постоянно сталкивается с несчастьями других и одновременно глубоко несчастна сама. Помогая людям, она не знает, способен ли кто-то помочь ей самой. Встреча со старым знакомым дает ей надежду на перемены. Картина построена не на событиях, а на живописных созвучиях и нюансах психологических состояний героев, наделенных мистическим даром слышать "голос вещей".


Память забвения Руй Герра (Бразилия)

Фильм воспоминаний: классик бразильского кино Руй Герра снял и показал, как мозг и эмоции балансируют на границе между памятью и забвением. Старик Карлос встречается с собой же, но в молодости. Оба Карлоса — молодой и старый — получают странную посылку от отца, скончавшегося много лет назад. Оба пытаются воскресить и удержать в голове ускользающие обрывки воспоминаний, а фильм воспроизводит свободный поток слабеющего сознания.


Центр моего мира Якоб М. Эрва (Германия — Австрия)

Подростковая мелодрама: героя-старшеклассника одновременно настигают семейный кризис и первая любовь. Вернувшись после летних каникул в родной городок — ухоженный и благополучный,— Фил обнаруживает, что мать и сестра перестали разговаривать друг с другом. От происходящего дома его отвлекает внезапно вспыхнувшее чувство к соученику Николасу. Поиски героем своей идентичности проходят на фоне идеальных интерьеров и прекрасных пейзажей, напоминающих рекламные картинки. Но глянцевая поверхность скрывает болезненные драмы.


Пелена Ралстон Джовер (Филиппины)

Социальная драма: в центре фильма, дающего яркое представление о сегодняшней филиппинской действительности, судьбы четырех бездомных детей. В борьбе за выживание они попрошайничают, воруют, ежедневно рискуя жизнью. Таких называют batang hamog — "дети росы", они растут, предоставленные сами себе. Помимо драматического сюжета, картина впечатляет образом города, укутанного влажной пеленой тумана, служащего героям и домом-укрытием, и постоянным источником опасности.


Дневник машиниста Милош Радович (Сербия — Хорватия)

Черная комедия: герои фильма — невинные убийцы. Машинист Илья собирается на пенсию, поставив печальный рекорд: под колесами его поезда погибло 28 человек (по статистике, жертвами одного машиниста за всю его карьеру становятся от 15 до 20 несчастных). Сима, приемный сын Ильи, выбирает ту же профессию — обречен ли и он стать убийцей? Такова центральная коллизия картины со звездными сербскими актерами Лазаром Ристовским и Мирьяной Каранович в главных ролях.


Худшая из женщин Чжон Кван (Корея)

Комедийная фантасмагория: героиня постоянно примеряет на себя разные жизненные роли. Назначая свидания трем разным мужчинам, для каждого она придумывает новый образ. Для одного она вежливая пай-девочка, для второго — дерзкая хулиганка, для третьего — элегантная дама. Все идет прекрасно до тех пор, пока героиня не начинает путать роли. В этот момент жизнь сталкивает ее с известным японским писателем, который с изумлением узнает в ней ожившую героиню его собственного романа.


Поющие башмаки Радослав Спасов (Болгария)

Фильм, основанный на реальных событиях: одна из многих трагических коллизий, развернувшихся после падения коммунистических режимов. Композитор Эдвард Казасьян узнает, что его жена, певица Лиа Иванова, в прошлом репрессированная коммунистами, была принуждена к сотрудничеству со спецслужбами. Жизнь героя, который начинает ощущать себя жертвой манипуляции, превращается в ребус, который он пытается разгадать, находясь в плену своего одиночества.


37 Пак Грастен (Дания — США)

Парадокументальная драма: фильм основан на реальных событиях, вошедших в историю американской криминалистики и социальной психологии. Поздним вечером 13 марта 1964 года в Бруклине была изнасилована и убита молодая женщина Кити Дженовезе. Ни один из 37 свидетелей преступления не попытался остановить убийцу или вызвать полицию. Фильм воспроизводит несколько эпизодов из жизни этих людей.

Вся лента