«Тема наступления на СМИ интересует людей с высоким потребительским статусом»

Россияне озаботились проблемой свободы слова

Россияне заметили угрозу свободе слова в стране. Таковы данные майского опроса «Левада-центра». За 16 лет число тех, кто считал, что власти не мешают работать независимым СМИ, сократилось почти вдвое. В частности, в 2000 году 60% респондентов заявляли, что свободе слова в России ничто не угрожает, а в 2016 году таких осталось лишь 35%. Это самый низкий показатель за все время проведения исследований. При этом также почти в два раза выросло число тех, кто не смог ответить, влияют ли власти на свободу слова в стране. 16 лет назад неопределившихся было около 20%, в этом году — почти 45%. Замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

— Как вы считаете, почему такие результаты, такие цифры на этот раз?

— Я бы излагал эти результаты в обратном порядке. Действительно, за последнее время, по сравнению не только с 2000-м, а даже с 2010 годом, количество людей, которые затруднились ответить на это вопрос, увеличилось в 2,5 раза — 44%. То есть тема наступления на свободу слова, в общем, сейчас не является темой для большинства россиян. Она в большей степени волнует людей с более или менее высоким потребительским статусом — москвичей, но для остальной России это не становится темой. Количество людей, которые считают, что власти России ведут наступление на свободу слова и ущемляют независимые СМИ, упало по сравнению со второй половиной нулевых годов с 25-27% до 21% сейчас.

Также мы еще задавали ряд вспомогательных вопросов, касающихся ценности свободы слова — она высока по-прежнему. По-прежнему большинство людей считают, что российскому телевидению нужно иметь больше разнообразия мнений по общественно-политическим вопросам, нужно иметь телеканалы, на которых критикуется власть и отсутствует цензура. Но по сравнению с тем, что мы наблюдали два года тому назад, количество этих людей в целом уменьшилось. События, связанные с давлением на «Дождь» в 2014 году, которые дали всплеск этих ожиданий в 2014 году, сейчас во многом забылись. А смена руководства РБК, которая происходила сейчас и тоже воспринималась частью людей как очередное наступление на свободу слова, осталась фактически незамеченной. То есть 81% сказали, что они ничего не слышали, а те, кто слышали, какой-то внятной оценки дать этому не могут. Опять-таки, это больше интересует людей с высоким потребительским статусом – москвичей, но и из этих категорий 2/3 вообще ничего не слышали о проблемах с «Дождем».

— А вообще откуда сейчас черпают информацию? Все так же — ТВ, федеральные каналы? Что об этом говорят?

— У нас люди довольно активно пользуется интернетом и все-таки имеют возможность смотреть независимые средства информации. Но не смотрят. Не смотрят РБК — вообще когда-либо смотрят 23%, а раз в месяц или чаще — 17%. «Эхо Москвы», соответственно, 17% и 11%, «Дождь» — 13% и 7%. Возможность получить доступ к независимым СМИ имеется, а интереса к этому нет. Основной источник, из которого черпает информацию большая часть населения страны — это федеральные каналы телевидения, Москва не является в этом отношении исключением. Люди с большим потребительским статусом также не являются исключением, хотя они, конечно, примерно в 1,5-2 раза чаще, чем в среднем по России, пользуются этими источниками информации.

— Россияне говорят что-то о цензуре именно на этих каналах, есть какой-то показатель, какая-то статистика?

— Нет, люди говорят о том, что на основных каналах телевидения существует цензура со стороны государства — 58%.

— То есть все это понимают, все это осознают?

— Да, это понимают, но, кстати, люди относятся весьма амбивалентно, потому что когда мы говорим о цензуре, далеко не всегда понимают политическую цензуру, ущемление свободы слова, они говорят и о культурно-нравственной цензуре, и о другом. И хочу сказать, что у нас за два года количество тех, кто считает, что на основных каналах телевидения существует цензура, уменьшилось с 69% до 58%.

— То есть наоборот, получается?

— Наоборот. То есть сейчас проблема наступления на средства массовой информации, ущемление свободы слова не является какой-то сколько-нибудь массовой темой, она является темой, беспокоящей небольшие сообщества людей, которые к этим независимым средствам информации имеют большее отношение. Среди сторонников, среди тех, кто смотрит независимые средства массовой информации, показатели, которые мы фиксируем, конечно, немного другие, уровень беспокойства выше.

Вся лента