У "Дикси" не сезон

По итогам квартала ритейлер резко увеличил убыток

Чистый убыток одного из крупнейших продовольственных ритейлеров — ГК "Дикси" — по итогам первого квартала вырос в десять раз, а рентабельность снизилась до минимального с 2007 года уровня. Компанию подвели рост расходов на аренду и обслуживание долга, внутренние преобразования, а также традиционно низкая покупательская активность в этот период.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Выручка "Дикси" выросла на 16,5%, до 74,1 млрд руб., говорится в отчетности ритейлера за первый квартал 2016 года. Этому способствовали увеличение торговых площадей (на 18%, до 925,9 тыс. кв. м) и рост сопоставимых продаж (на 2,3%), поясняет компания. Наиболее активно рос оборот дивизиона "Дикси" (+18,5%, до 60 млрд руб.), наименее — "Мегамарт", выручка которого не изменилась по сравнению с показателем первого квартала прошлого года (4,36 млрд руб.).

По итогам квартала ритейлер в 10,8 раза нарастил чистый убыток. Прошлый год компания заканчивала в плюсе, несмотря на снижение чистой прибыли на 86,9%, в 2015 году она составила 589 млн руб. По итогам трех месяцев этого года компания получила убыток в 1,5 млрд руб. против 140,1 млн руб. в первом квартале 2015 года. Год назад ГК "Дикси" объясняла этот фактор девальвацией национальной валюты, снижением покупательского спроса, вызванным сокращением реальных доходов населения и ростом продуктовой инфляции, а также введением эмбарго, из-за которого сеть была вынуждена перестраивать систему поставок, в результате чего потеряла на курсовых разницах, больших транспортных издержках и менее качественных овощах и фруктах.

Теперь нарастание убытка в компании связали с инвестициями в цену (себестоимость реализованной продукции как процент от выручки увеличилась на 300 базисных пунктов, до 69,6%), высокими расходами на аренду (доля общих арендуемых площадей выросла до 79%), ростом амортизационных расходов (на 21,8%, до 2,1 млрд руб.) и процентов по кредиту (финансовые расходы увеличились на 15,6%, до 1,1 млрд руб.).

Первый квартал сезонно самый слабый для ритейлеров, напоминает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. "Слабые финансовые результаты "Дикси" объясняются наложением фактора низкого сезона на процесс значительных внутренних операционных преобразований в компании",— поясняет она. Ранее "Ъ" сообщал, что "Дикси" начинает переводить свои магазины из формата "у дома" в формат "жестких дискаунтеров". Ритейлер начал пересматривать ассортиментную матрицу, в результате сокращение по некоторым категориям может составить 50-70% наименований. Таким образом, сеть хочет оставить на полках только самые доходные и популярные у покупателей товары.

Общая слабость потребительского спроса по-прежнему требует существенных инвестиций в цену, проведения промоакций, продолжает госпожа Колупаева, а у "Дикси" практически нет запаса прочности по рентабельности для компенсации негативного эффекта от одновременного действия всех этих факторов, в результате рентабельность по EBITDA по итогам первого квартала упала до минимального уровня с 2007 года — 2,1%. Показатель маржа/EBITDA снизился на 240 базисных пунктов, подчеркивает в своем отчете аналитик "ВТБ Капитала" Мария Колбина. При этом показатель EBITDA оказался на 40% ниже консенсус-прогноза и находится на уровне 1,5 млрд руб., отмечает аналитик.

Конкуренты "Дикси" пока сохраняют прибыльность. Так, лидер российской розницы "Магнит" хоть и показал снижение чистой прибыли в первом квартале на 13%, остался в плюсе. Его доход составил 8,24 млрд руб. Второй по обороту игрок — X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") — сумел в этот же период нарастить чистую прибыль на 23%, до 5 млрд руб.

Вчера акции "Дикси" на Московской бирже подешевели на 3,33%, до 308 руб. за бумагу. Капитализация составила 38,4 млрд руб.

Анастасия Дуленкова

Вся лента