Единство формы и традиции

Марина Прохорова о новой олимпийской коллекции Bosco Sport

Представленная широкой общественности новая олимпийская форма, созданная компанией Bosco Family для российской сборной к летним Олимпиаде и Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро, явно отличается по своему стилю от прежних. На смену народным узорам и жар-птицам пришла ясная абстрактная геометрия, знакомая нам по раннесоветскому художественному авангарду.

При этом многое остается вполне узнаваемым. То, что все эти вещи созданы именно для спортсменов из России, по-прежнему видно явно и издалека — легкая узнаваемость вообще обязательна для любых спортивных соревнований. Бело-сине-красная цветовая гамма соответствует национальному флагу. Надписи "Россия" на латинице и кириллице отлично читаются, и выполнены они не подчеркнуто рублеными шрифтами, свойственными полиграфическому искусству русского авангарда, а шрифтом, привычным для болельщиков, стилизованным под древнерусскую письменность. Гербы заметны издалека. Но все равно нынешняя форма выглядит совершенно по-новому, и это новшество оказалось очень удачным.

Конечно, идея использовать искусство советского авангарда при создании этой олимпийской коллекции неслучайна — мы все помним эффектные церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. Авангардный стиль — стиль лозунга — создавался художниками именно в расчете на массовые мероприятия, на массового зрителя, и, конечно же, он подходит для главных спортивных соревнований. Не забудем и о том, что это самое известное Западу и наиболее воспринятое им направление в советском искусстве.

Дизайнеры, работавшие над олимпийской формой России, отнеслись к наследию с большим вниманием. Прямых цитат из творчества русских авангардистов в вещах из олимпийской коллекции нет, но тем не менее вдохновители нового российского олимпийского стиля — Варвара Степанова, Александр Родченко, Эль Лисицкий — узнаются сразу. В принтах на куртках-олимпийках, футболках, майках, купальниках можно легко опознать первоисточники. Это созданные в 20-х годах прошлого века обложки художественных журналов, плакаты, костюмы для театральных представлений и спортивных парадов. Другой основой олимпийской коллекции стало искусство дизайна 1960-х, вдохновленное завоеванием космоса и оттепелью одновременно,— футуристическое и связанное с надеждами на лучшее будущее.

Разумеется, современные высокотехнологичные эластичные материалы имеют мало общего с холстом и джерси начала прошлого века. И дизайнеры олимпийской коллекции отлично справились с совмещением рубленых геометрических линий принтов и обтекаемыми силуэтами современной спортивной одежды. Главные геометрические фигуры, которые использовали дизайнеры Bosco,— это треугольник, напоминающий широкую стрелу, и разорванные круги, немного похожие на мишени. На современной форме эти рисунки выглядят отчетливо и запоминаются сразу.

Конечно, олимпийская форма российской делегации создана именно для спортсменов и большая ее часть делается не для продажи. Но в этой коллекции есть и так называемая сувенирная часть. Это капсульная коллекция футболок с изображениями всех видов спорта, которые будут представлены на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Символы различных видов спорта на редкость удачно вписываются и в художественно-историческую тематику — как, например, на посвященной бадминтону футболке, где волан почти неотличим от силуэта космического спутника.

Вся лента