"Новое поколение уходит из соцсетей в мессенджеры"

О развитии и регулировании рынка мессенджеров в интервью "Ъ" рассказал партнер EY, руководитель направления Digital в СНГ МИХАИЛ РОМАНОВ.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Какой объем рынка мессенджеров и динамика роста?

— Достаточно трудно оценить рынок мессенджеров в деньгах: основной функционал большинства сервисов бесплатный для пользователей, а модель монетизации продолжает формироваться. Сегодня мессенджерами пользуются более 4 млрд людей. Эта цифра примерно на 25% превышает количество пользователей социальных сетей. И новое поколение, совсем молодые люди, уже уходит из соцсетей в мессенджеры.

По прогнозам, к 2018 году число зарегистрированных пользователей мессенджеров вырастет еще на 1,1 млрд человек. Так что этот рынок продолжит активный рост в ближайшие несколько лет. Как следствие, традиционные SMS и MMS продолжат сдавать позиции мессенджерам. Согласно некоторым оценкам, мировые операторы связи из-за таких приложений стали недополучать десятки миллиардов долларов выручки.

Наибольшие показатели роста демонстрируют рынки мессенджеров на Ближнем Востоке и в Африке. В этих регионах проникновение смартфонов составляет около 20% и по мере появления современных устройств увеличивается и количество пользователей, которым нужны бесплатные и удобные способы обмена сообщениями. Также большой потенциал развития и популярность у мессенджеров в Азии.

— Какие пути монетизации выбирают компании--владельцы мессенджеров?

— Универсальной модели монетизации нет: все зависит от того, на какой ступени развития находится компания, какая существует культура общения, за что население готово платить и кому принадлежит ОТТ-оператор (приложение, работающее по модели over the top, на сетях передачи данных.— "Ъ"). Компании могут запускать на своих платформах дополнительные платные сервисы. Это звонки на обычные телефоны, игры, стикеры, отправка и получение денег, видео- и аудиоконтент. В электронной коммерции это заказ такси, еды, покупка товаров онлайн, бронирование мест в ресторанах и отелях. Больших успехов добились в Азии, где средний доход с пользователя у мессенджеров достаточно высок: $7 в WeChat, $4,24 в KakaoTalk, $3,16 в Line. При этом перспективы традиционных моделей, например платная подписка или платные приложения, неочевидны, а ряд крупных игроков, например WhatsApp, отвергают и рекламную модель.

— Как отразится на рынке введение идентификации пользователей мессенджеров по примеру регистрации абонентов в сотовых сетях?

— В цифровом мире вы не ассоциируетесь со своим паспортом. Мессенджеры знают вас по той регистрационной записи, которую вы предоставляете. И зовут вас Михаил или Максим — не так важно. Потому что если вам предложили услуги и вы ее купили, то вам будут предлагать похожие услуги вне зависимости от того, какой у вас номер паспорта. С моей точки зрения, наличие дополнительного обязательного идентификатора будет избыточной и, скорее всего, неработающей моделью.

— Какой эффект могут принести мессенджеры для компаний потребительского сектора и насколько велик будет вклад мессенджеров в онлайн-торговлю в перспективе?

— Мессенджеры дают бизнесу прямой доступ к потребителю. В качестве примера интереса к мессенджерам со стороны онлайн-торговли можно привести покупку крупнейшим японским онлайн-ритейлером Rakuten мессенджера Viber за $900 млн. С помощью сделки Rakuten планировал увеличить аудиторию и диверсифицировать набор цифровых услуг. Кроме того, компании могут переложить часть рутинных функций на чат-ботов в мессенджерах. Это цифровой аналог менеджера-человека, который умеет напоминать о событиях, отвечать на простые запросы, обучать клиентов и даже продавать, чей функционал постоянно расширяется

— Зачем мессенджеры запускают к себе ботов сторонних компаний?

— Компаниям необходимо "застолбить" клиента за собой и предложить новую услугу — это особенно актуально для молодого поколения. У ОТТ-операторов есть доступ к большому массиву данных об интересах и поведении потребителей. Использование этой информации, безусловно, важно для понимания и построения грамотной стратегии управления клиентским опытом. Поэтому использование чат-ботов — это один из вариантов монетизации мессенджеров.

Интервью взял Владислав Новый

Вся лента