Альбомы месяца

Выбор Бориса Барабанова

Charles Bradley "Changes"

Вышел в свет третий альбом побитого жизнью темнокожего певца Чарльза Брэдли. Полномасштабное вторжение на музыкальный рынок он начал в пенсионном возрасте. Дебютный альбом "No Time For Dreaming" (2011) произвел маленькую революцию. Никто и представить не мог, что в природе существует артист, настолько скрупулезно и самоотверженно воссоздающий каноны фанка и соула. Еще больше восторгов было, когда выяснилось, что бывший повар из психбольницы, несколько десятилетий ожидавший своего звездного часа, дает феноменальные концерты, громкие и полные страсти. Сердцевина третьего альбома — давший ему название кавер на Black Sabbath и идущий в стык с ним фанковый боевик "Ain't It A Sin". На тех, кто раньше господина Брэдли не слышал, все это производит сногсшибательное впечатление. На длинной же дистанции становится очевидным, что никаких отклонений от однажды выбранного вектора певец не планирует, и любой его концерт по-прежнему обещает гораздо более сильное переживание, нежели любой его альбом.

Издатель Daptone


"Океан Ельзи" "Без меж"

Когда-то группа "Океан Ельзи" к каждому новому альбому готовила продуманную рекламную кампанию в России и большое концертное турне по стране. В нынешней системе координат это невозможно себе представить, и новый альбом "Без меж" поклонники группы, которых у нас по-прежнему множество, просто однажды утром обнаружили в виде ссылки в ленте соцсети. Работа над диском шла полтора года, и если не знать, что происходило в эти полтора года на Украине, его можно прочитать в основном как альбом о трансформации молодости в зрелость, со всеми сопутствующими разочарованиями и тревогами. Впрочем, песня "Не твоя война" — прямая реакция на катастрофу. Неважно за "в" вы или за "на", этот альбом все равно будет вам близок, если вам больше 30 и в принципе симпатичен "Океан Ельзи". Времена, когда группа всерьез искала новый саунд для каждого альбома, остались в прошлом. "Без меж" фиксирует превращение лидера группы "Океан Ельзи" Святослава Вакарчука из отчаянного рокера в эстрадного артиста со стабильным стадионным потенциалом. У него расправились крылья, и одновременно его словно придавил груз ответственности, не позволяющий слишком легкомысленных песен и жестов.

Издатель "Суперсиметря"


Gregory Porter "Take Me To The Alley"

Калифорнийский певец Грегори Портер в свои 44 года едва ли не в одиночку отвечает за "молодое присутствие" в джазе, отсюда — многочисленные ангажементы на лето 2016 года, причем от таких, например, событий, как фестиваль в Гластонбери, где он будет выступать второй раз подряд. Еще больше внимания внеджазовой аудитории к его персоне привлек трек танцевального дуэта Disclosure "Holding On", где Грегори Портер выступил в качестве гостевого вокалиста. При этом новый альбом "Take Me To The Alley" не несет в себе никаких следов танцевального или любого другого поп-звучания. Это канонический вокальный джаз с несомненными авторскими удачами, на первом месте в ряду которых — заглавный трек. Критики уже отметили довольно ровную и предсказуемую фактуру альбома по сравнению с его лучшей на данный момент работой "Liquid Spirit" (2013), но в этот раз для него важно было высказаться на личные темы. Среди прочего на альбоме есть песни о матери Портера, умершей от рака и перед смертью настоявшей на том, чтобы он занялся полноценной сценической карьерой, и песни о трехлетнем сыне певца по имени Демьян.

Издатель Universal


Blue October "Home"

Техасская группа Blue October остается одной из самых недооцененных в альтернативном роке нынешнего века. Возможно, одна из причин — психические проблемы фронтмена Джастина Ферстенфелда, уникального певца с харизмой Питера Гейбриела, Робби Уильямса и Тилля Линдемана. Вместо того чтобы заниматься продвижением своих альбомов, он часто вынужден был бороться с демонами внутри и с разнообразными неурядицами в личной жизни. Впрочем, это тот случай, когда стрессы и конфликты подпитывают творчество. Судя же по новому альбому Blue October "Home", персональные битвы остались в прошлом. "Меня часто спрашивают: "Что ты принимаешь, что выглядишь таким позитивным?" Но мне сейчас и вправду не до негативных эмоций",— говорит Ферстенфелд журналу Billboard, который характеризует певца как "счастливого человека". Уже четыре года он трезв, он заново женат и воспитывает двух маленьких детей. Музыка хуже от этого не стала. В громоподобном номере "Heart Go Bang" о своей новой, сбалансированной и благоустроенной жизни музыкант поет с той же страстью и предельной отдачей, с какой раньше пел о противостоянии наркотикам и биполярному расстройству.

Издатель Membran


Radiohead "A Moon Shaped Pool"

Билеты на каждое следующее турне Radiohead распродаются быстрее, чем на предыдущее, а каждый маркетинговый ход, будь то релиз альбома по системе "плати сколько хочешь" или же уничтожение всех представительств группы в интернете, делает скромных музыкантов главными героями СМИ. Radiohead умеют привлечь к себе внимание, несмотря на то, что каждому альбому заранее гарантированы отклики типа "не "OK Computer"" и "Акела промахнулся". Если же забыть, что в истории Radiohead были хрестоматийные записи 1990-х, и начать жизнь заново, с альбома "A Moon Shaped Pool", можно обнаружить под этой обложкой меланхоличную, местами завораживающую, местами довольно нервозную запись с самым широким диапазоном изобразительных средств, свойственным скорее кинематографу, нежели популярной музыке. Альбом "A Moon Shaped Pool" полон остроумных мелодических идей, но ни одной из них Том Йорк не позволяет жить в поп-формате и бегать по кругу, как цирковой лошади; каждая из его композиторских удач — повод для замысловатых и противоречивых инструментальных медитаций, в данном случае по преимуществу оркестровых, хотя звуки искусственного происхождения на диске также присутствуют здесь в избытке.


Anohni "Hopelessness"

Энтони Хегарти, лидер группы Antony And The Johnsons, выпустил новый альбом под новым именем — Anohni. Те, кто следил за его карьерой во второй половине 2000-х, помнят, что The Johnsons все же были настоящей группой, пусть и с частично меняющимся составом. Звук "Hopelessness" — это прежде всего дело рук двух крайне актуальных электронных продюсеров. Это Даниэль Лопатин (Oneohtrix Point Never) и Росс Бирчард (Hudson Mohawke). После триумфального, награжденного Mercury Prize опуса "I'm A Bird Now" (2005) Энтони с каждым альбомом все меньше интересовали мелодические находки, ему хотелось как можно полнее высказаться на волнующие темы, от личных противоречий, связанных с самоидентификацией, до проблем политики и экологии. В "Hopelessness" общественно важные темы и настроения вторглись по полной программе. Возможно, самый радикальный трек альбома — "Obama", исполненный на самых низких доступных голосу Энтони тонах и оснащенный ближневосточными мелизмами. Но самой сильной стороной певца/певицы остается все же лирика, и песня "I Don't Love You Anymore" все равно звучит более убедительно, чем социальные диагнозы из других треков.

Издатель Rough Trade


Esperanza Spalding "Emily's D+Evolution"

Во время недавней телетрансляции концерта в Белом доме, посвященного Дню джаза, зрители могли отметить активное участие в действе американской певицы и басистки Эсперансы Сполдинг. Наряду с Грегори Портером, Камаси Вашингтоном и Робертом Гласпером она олицетворяет сегодня младшее поколение джазового мейнстрима. Это музыка если и не для толстых, то точно не для бедных, но при этом — с приятным человеческим лицом. Концертным сетам Эсперансы Сполдинг свойственна эклектика, она легко жонглирует стилями, инструментами и вокальными практиками. Новому альбому "Emily's D+Evolution" пестрота присуща в той же степени. Диск начинается неожиданно некомфортной темой "Good Lava" с богатыми подпевками и лидирующей электрогитарой, а уже в следующем треке "Unconditional Love" на передний план выдвигаются лирическое начало и простой ритм. Главной героиней диска стала указанная в заглавии Эмили — это альтер эго Эсперансы, ее Зигги Стардаст. К слову, продюсером альбома стал многолетний партнер Дэвида Боуи Тони Висконти. Его стараниями виртуозный джаз госпожи Сполдинг легко перенес инъекции арт-рока и даже хитрых гитарных пассажей, обозначаемых термином math-rock.

Издатель Universal Music


James Blake "The Colour In Anything"

К третьему альбому английский электронный музыкант Джеймс Блейк настолько прибавил в статусе, что выступает теперь в качестве почетного соавтора Бейонсе, а последний лоск на его собственные записи наводит в студии Рик Рубин. Полноценные соучастники творческого процесса на альбоме "The Colour In Anything" — Джастин Вернон из группы Bon Iver ("I Need A Forest Fire") и потерявшийся было из виду герой нового R'n'B Фрэнк Оушен ("My Willing Heart"). Выходя на столь широкий оперативный простор, мало кто может позволить себе оставаться в рамках андерграундного звучания. Собственно, господин Блейк еще в те времена, когда его имя ассоциировалось со словом "дабстеп", был прежде всего прекрасным сочинителем, достаточно вспомнить хит "Limit To Your Love", разрывавший сердечную мышцу в версии Feist. На альбоме "The Colour In Anything" много напоминаний о том, что Джеймс Блейк — электронный новатор, но девушки будут слушать его не по этой причине, а из-за нескольких страдальческих баллад, главная из которых — "Love Me In Whatever Way".

Polydor Ltd


Миша Лузин "Мира"

Екатеринбургский мужчина Миша Лузин — классический бродячий музыкант, готовый по первому зову ехать петь всюду, куда зовут, не особо заморачиваясь насчет райдеров и гонораров. За последние пару лет он отыграл в режиме полноценной группы и акустического квартирника, наверное, в сотне городов. Границ для него не существует, если он нужен на Украине, значит, он делает настоящее турне по украинским городам, не думая о том, что скажут "на этой стороне". Недавно его ненадолго занесло на тамошний "Голос", что разбудило интерес к его персоне даже у тех, кто раньше не подозревал о его существовании. Кстати оказался новый альбом "Мира". Для полноценного прорыва не хватило "той самой" песни, номера, который стал бы топливом для всколыхнувшегося интереса медиа. На альбоме ее нет. Есть искренность, есть милые теплые слова, но когда-нибудь нужно будет остепениться и осесть, и вот тогда стопроцентный хит не помешает. Хотя бы один.

Издатель Rebel Age


Ilya "Gospel"

"Только в силу неведомого метаболизма в чреве британской музыкальной индустрии Ilya не стали мегазвездами. Это поразительно, насколько слабо группу такого уровня интересует доведение своей музыки до мало-мальски общего сведения" — так писал Weekend о бристольской группе Ilya в 2009 году. За семь лет ничего не изменилось, то есть в смысле общего сведения — стало даже хуже. А музыка как была величественно-скромная и самым тщательным образом выделанная, так и осталась, стала даже лучше. Новый альбом "Gospel", прописанный на платформе Bandcamp, представляет новый звук Ilya — помесь Брайана Ферри с группой Vaya Con Dios, которая к финалу оборачивается оперой. На стартовом сингле "Running For Superman" певица Джоанна Суон и ее партнер Ник Пуллен сосуществуют в такой песенной химии, что хочется сразу сказать о "мгновенной классике", но для этого песне требовалось бы хоть какое-то медийное присутствие. А так — пусть альбом Ilya лучше останется маленькой тайной, которой делишься с самыми близкими.

Издатель Ilya


Вся лента