Вчерашнее голосование в Палате депутатов в окончательном чтении легализовало в Италии гомосексуальные союзы. Однако с высказанной Маттео Ренци оценкой этого события как «праздника для многих людей» не согласны его политические противники. Они считают, что, увязав закон о гражданских союзах с вотумом доверия, премьер нарушил их демократические права. Впрочем, как уверен экс-главред Corriere della Sera Стефано Фоли, спор по поводу методов управления страной решится в октябре, когда в ходе общенародного референдума за или против доверия к господину Ренци выскажется вся Италия.
Фото: Thomas Peter, Reuters
То, что сексуальные меньшинства все-таки получат в Италии право если не на семью, то на преимущества законодательно оформленного сожительства, стало очевидно в конце февраля. Тогда Сенат одобрил поправку, уравнявшую в основных правах гетеро- и гомосексуальные союзы. Именно этому февральскому голосованию, которое премьер счел за благо увязать с вотумом доверия, предшествовали горячие битвы по сути и букве закона, в результате которых из первоначального варианта был изъят пункт о возможности усыновления ребенка гомосексуальной парой. Заметим, что экстракорпоральное оплодотворение, как и усыновление рожденных с помощью этого метода детей, запрещено в Италии законом.
К этому компромиссному решению Сената и у политиков, и у общества оставалось много претензий: правые продолжали считать его оскорблением традиционной семьи, левые сетовали на продолжающиеся в отношении ЛГБТ ущемления по детской линии. Автор законопроекта сенатор от Демократической партии Моника Чиринна вообще чуть было не подала в отставку. Сам Маттео Ренци признавал, что закон не идеален, но обещал совершенствовать его по ходу дела, обращая внимание на то, что отведенное Европарламентом для Италии время поджимает. Напомним, Италия была единственной из шести стран—основательниц ЕС, остававшейся вне семейно-однополого права.
Именно ради экономии времени, как объяснил премьер в Twitter свое решение, он предложил вчера Палате депутатов окончательно утвердить закон о гражданских союзах тоже в увязке с вотумом доверия его кабинету, то есть фактически без обсуждения. И хотя не рисковавший ничем премьер (в отличие от Сената, в Палате депутатов у него квалифицированное большинство) получил 372 голоса в свою поддержку при 51 против и 99 воздержавшихся, стрелки дискуссии моментально переключились с прав ЛГБТ на ситуацию с демократическими нормами в масштабе страны. В последние месяцы все чаще в адрес господина Ренци — не только от оппозиции, но и от меньшинства внутри Демократической партии — звучат упреки в авторитаризме. Эта тема получила развитие и в ходе вчерашнего голосования. «Безмолвными рабами» назвал сторонников Маттео Ренци лидер фракции оппозиционной «Лиги Севера» Массимилиано Федрига, а глава фракции, тоже находящейся в оппозиции, «Вперед, Италия» Ренато Брунетта обвинил главу правительства в стремлении «надеть на парламент кляп».
Немалый резонанс имели и слова главы Итальянской епископальной конференции Нунцио Галантино — человека, близкого к папе Франциску, имеющему во всех социальных кругах Италии неоспоримый авторитет. Господин Галантино назвал голосование «проигрышем для всех», оговорившись, что имеет в виду не содержание закона, а тот метод, которым он принимается.
Премьер-министр Италии Маттео Ренци
Фото: Max Rossi, Reuters
По мнению ряда обозревателей, отсутствие дискуссии по столь важной для общества теме не идет ему на пользу. Впрочем, есть и противоположное мнение: длившееся более десяти лет обсуждение затянулось. Остроту ситуации придает политически насыщенная повестка дня в Италии. Ближайшим событием в ней станут назначенные на 5 июня региональные выборы, и похоже, что некоторые кандидаты уже пытаются выкроить из вчерашнего голосования себе политический капитал. Так, один из претендентов на пост главы Рима, Альфио Маркини, заявил, что, став мэром, «не собирается скреплять однополые союзы», а другой кандидат, Роберто Джакетти, парировал, что с радостью будет это делать. И хотя после вчерашнего голосования регистрация однополых союзов становится обязанностью мэра, глава партии «Лига Севера», особо непримиримо относящейся к нетрадиционным семьям, призвал мэтров-легистов к неподчинению принятому закону.
Несмотря на все это, Маттео Ренци объявил 11 мая праздником. Площадь Монтечиторио, где заседает Палата депутатов, к вечеру расцветилась радужными знаменами, символизирующими солидарность с ЛГБТ. Впрочем, туда вышли и противники закона из комитетов в защиту традиционной семьи. Их лидер Массимо Гандольфини уже пообещал отыграться в ходе октябрьского референдума, когда итальянцам будет предложено высказаться за или против реформы конституции. Дело в том, что Маттео Ренци увязывает с исходом референдума свое политическое будущее. «Это и будет истинным голосованием доверия к Ренци»,— объяснил “Ъ” бывший главред Corriere della Sera, а ныне обозреватель La Repubblica Стефано Фоли. На вопрос “Ъ”, почему в преддверии такого важного для него референдума премьер практически намеренно накаляет ситуацию, не в первый раз лишая парламент права высказать свое мнение, хорошо знающий правительственные круги журналист ответил, что, поставив на октябрьский референдум, Маттео Ренци считает: всенародная поддержка, в которой он не сомневается, позволит ему впредь избежать обвинений. Таким образом, для господина Ренци нынешний вотум доверия, как и прочие дооктябрьские голосования, лишь промежуточный элемент.