Гут Гештальтет

Иван Шишкин – шеф, повар и автовладелец

Есть много автомобилей, хороших и разных, созданных для самых, казалось бы, противоположных задач. А есть Volkswagen Multivan, который с удивительной легкостью сочетает в себе и микроавтобус, и внедорожник, и легковой автомобиль класса люкс, и еще способен если не стать вам родной матерью, то, кажется, заменить отчий дом. И все это - без каких-либо компромиссов. Это нам подтвердил один из самых именитых владельцев Multivan нового поколения Иван Шишкин, знаменитый московский шеф-повар, фотограф и путешественник.

Фото: Volkswagen

Наталья Афанасьева, фото Максима Крылова

Фото: Volkswagen

Иван Шишкин открыл с друзьями в 2010 году бар и ресторан "Деликатессен", который не просто стал одним из самых культовых мест в Москве, но и прославился по всему миру своей кухней и коктейлями. Вагон "Дары природы" и кафе "Бутербро" - проекты той же команды, а в феврале 2015 года ребята открыли молодежное кафе "Юность", где новое поколение поваров, воспитанных Иваном, готовит блюда современной кухни, при этом ценовой диапазон заведения вполне демократичный.

Я всю жизнь о нем мечтал. Хотя мне довелось поездить на разных культовых машинах, но почему-то именно этот автомобиль представлялся мне несбыточной мечтой.

Помню, как лет десять назад мы ехали с Сашей Нифонтовым, тогда президентом мотоциклетной федерации, на его красном Volkswagen Multivan - это был дизель с автоматом, какая-то невероятная на тот момент комплектация. Там не было среднего ряда сидений, и в нем можно было ходить, кувыркаться, не говоря о том, что перевозить огромное количество сумок, шлемов и прочей экипировки. И я ему тогда признался: "Твоя машина вызывает у меня чувство светлой зависти". "Понимаю, - говорит. - Я сам не думал, что так бывает, я бегу к ней, у меня зависимость". Я тогда запомнил это ощущение. Мне казалось, что у меня никогда не будет такой машины.

И вот сейчас у меня практически красный, дизельный, с автоматом Multivan. В сентябре 2015 года меня выбрали послом марки Volkswagen Коммерческие автомобили, и для меня это сверхценно. Эта машина вызывает у меня тотальный позитив.

Хотя четыре года назад практически я отказался от машины: живу в центре, работаю в центре, ходить пешком - это мой единственный фитнес. А сейчас я не могу не ездить, и мне это нравится. Меня уже стали по машине узнавать: если автомобиль стоит возле ресторана, значит, я здесь.

На Multivan я ездил по работе в Курск, Углич, Рыбинск, Орел. Скоро поеду на Волгу, там сейчас путина, рыбаки собирают икру для меня, замораживают. А осенью за рыжиками. Планов много. Для меня важно ездить самому за продуктами. Я знаю, откуда они берутся, я уверен, что все в порядке. Когда ты делаешь все сам, это получается хорошо.

Прошлой осенью в Подмосковье была яблочная катастрофа, и мы эвакуировали яблоки с нескольких знакомых приусадебных участков. В общей сложности перевезли на Multivan больше полутора тонн. Это, конечно, не грузовик, но он огромный и очень вместительный. Потом сделали обалденную настойку: яблоки запекли, залили алкоголем - часть водкой и часть бурбоном, получилось идеально и для коктейлей, и просто так. До сих пор сейчас эти яблоки "допиваем".

У меня Multivan юбилейной серии, разработанный в честь запуска шестого поколения модели с элементами ретро. Это именно что не ретроавтомобиль, а дань легендарному пращуру. Эволюция модели произошла колоссальная, даже относительно предыдущего поколения. Новый Volkswagen Multivan, конечно же, чудо нового мира, он настолько вырос в смысле потребительских качеств, эргономики, стал гораздо тише, динамичнее - взрослой, собранной, солидной машиной.

Но по-прежнему это машина абсолютно универсальная. Здравый компромисс между функционалом и комфортом. Я могу приехать на ней в приличное место и выглядеть очень уместно и респектабельно. Сегодня Volkswagen Multivan позиционируют чуть не как альтернативу представительскому седану, и, на мой взгляд, если ты едешь за рулем или на переднем сиденье, то однозначно это так. Но он сильно выигрывает у упомянутых седанов в плане "воздуха" - столько пространства сзади имеет разве что "папамобиль".

При этом на Multivan можно и в грязь заехать, и легко оттуда выбраться - у него же полный привод. Я много езжу по работе по далям и хлябям. Вот недавно застрял в снежно-грязевой каше по дороге в Рыбинск, машина потрещала, помигала лампочками - и буквально выпрыгнула из грязи. Я "отряхнулся" и поехал дальше, как ни в чем не бывало.

Любой объект в умелых руках может быть трансформирован в премиальный. Это вопрос того, сколько "положили заварки". Банальная перловка, которая имеет репутацию солдатской пищи, в хорошем ресторане превращается в нежнейшее, похожее на ризотто, обогащенное разными ароматами фантастическое блюдо. Машины так же: они все сделаны из железа, пластмассы и резины, но результат получается очень разный. Компоненты - не главное, весь вопрос, в каком порядке они собраны, кем и для кого.

В Multivan за каждый свой рубль ты получаешь очень много продукта. И продукт этот очень насыщенный.

Я неплохо знаю немцев, так как когда-то много времени проводил в Германии. Там есть производители, которые однозначно покрыты этим знаменитым "сумрачным немецким гением", а есть другие, у которых получаются очень праздничные машины. Но гораздо важнее для немцев, можно ли сказать про машину, что она gut gestaletet - "гут гештальтет". Гештальт - очень важное в немецкой культуре понятие, которое означает "сделанность". Машина может быть интересная, красивая, но не "гут гештальтет". То есть выглядит прекрасно, но недостаточно собрана, слишком раздрызганная. И вот Volkswagen Multivan - это абсолютно "гут гештальтет". И при этом еще и очень эмоциональный.

Автомобильная промышленность - это в большой степени интегральный процесс, это высшая категория промышленного дизайна. Это сейчас дизайнер - просто стилист, а раньше он был еще и инженером. Первый Multivan создавали как раз такие люди. Они придумали не просто случайную форму, а сразу целый продукт, они видели его насквозь. Мне нравятся машины, созданные инженерами.

Любое образование или самообразование, да и вообще любая хорошая школа учит человека находить алгоритмы, создает в голове систему, подход. Плюс опыт, конечно, который незаменим. Но этого мало: еще ты должен быть в контексте. И когда все это набирается вместе, возникает так называемая трансцендентная линия. Как художник говорит: "Здесь надо красненьким". А почему красненьким, он не может объяснить. Да и не нужно ждать от него объяснений, он просто это знает.

Фото: Volkswagen

Мой естественно-научный бэкграунд позволяет мне на кухне понять, какие могут быть последствия от разных манипуляций. Я сразу представляю себе результат, а потом лишь вербализую его. Когда я говорю: "Мне нужен запеченный маринованный лук с винегретом из пивного уксуса с маслом "нуазет"", это звучит как код. И люди, которые со мной работают, сразу его считывают.

Но это вовсе не означает, что я с калькулятором и линейкой делаю свою работу. На самом деле наоборот. Человек с калькулятором в голове сделает, скорее, что-то сетевое, однотипное и недорогое, такие люди хорошо умеют считать. И я на стороне таких рестораторов: они развивают индустрию. Но мне это не под силу. И мне так скучно. Мне и моим коллегам нужно, чтобы было весело, интересно и бодро, нам просто необходимо куда-то расти. А когда ты делаешь один ларек, а потом еще десять таких же ларьков, это вряд ли получится. Потому что технология открывания десяти ларьков уже хорошо известна, а приличных ресторанов все еще очень мало.

Я хочу жить развиваясь. И своих учеников учу тому же самому. При этом заставляю их относиться к тому, что они делают, настолько серьезно, настолько это возможно, чтобы не превратиться в истукана. Как только ты думаешь, что ты классный, ты перестаешь быть классным, как только задираешь нос - то все.

В зависимости от сиюминутной необходимости, Multivan может стать и респектабельной переговорной комнатой, и уютным домом.

Столик - одна из причин, почему я "замечтал" когда-то об этом автомобиле. Второй и третий ряд сидений можно поставить "фейс ту фейс" и выдвинуть между ними совершенно нормальный полноценный стол. За ним можно при необходимости комфортно работать, а можно принимать пищу, как белый человек. Застолья я пока не устраивал, но перекусываем регулярно - и дети, и я.

Volkswagen Multivan - это такой идеальный домик. В него совершенно спокойно усаживаются трое детей и трое взрослых, то есть практически две семьи, и еще место для багажа остается. Дети на заднем сиденье отлично устраиваются, у них там свой мирок, их можно отдельно греть, охлаждать, создавать специальные условия. Но самое интересное - это система, которая с помощью особого микрофона позволяет общаться с теми, кто сидит сзади. Представьте, в салоне играет музыка, дети возятся сзади... и вдруг откуда-то сверху до них доносится голос: "Не шалить!" Будто Господь Бог говорит. На детей это неизменно производит глубокое впечатление. Это первая из электронных штук, которую я в этом автомобиле освоил. А их здесь вообще-то очень много.

Фото: Volkswagen

Мне нравится, что ты сам можешь при покупке "набрать" те функции, которые тебе нужны. Например, с моей точки зрения, боковые двери, которые открываются автоматически, это очень удобно, не надо вылезать всякий раз, особенно если в машине дети, например. Но смешно, когда мойщики пытаются закрыть дверь руками, а она от них уезжает, и это их пугает.

Сейчас новых Volkswagen Multivan в Москве все больше, но такого красивого, как мой, я еще не встречал. Когда я выбирал расцветку, мне казалось, что ездить на такой яркой машине будет очень нескромно. Но я сейчас очень рад, что выбрал этот праздничный вариант. Кроме того, сочетание цветов - красного с белым - похоже на сало. Поэтому я называю свою машину "салодвижущийся экипаж". Под таким хештегом выкладываю фотографии в инстаграме. Машина выделяется из общего потока, она яркая и заметная. А я люблю внимание. И регулярно его получаю.

Очень часто в пробках или на светофоре меня расспрашивают про то, на чем я еду. Буквально на днях был создан очередной затор, потому что водитель пассажирского автобуса остановился на Садовом кольце, опустил окно и стал кричать: "Ради Бога, скажи мне, что это?"

Рулевое колесо нового Multivan имеет такие же размеры, как и на обычных легковых автомобилях марки VW, что подчеркивает: по управляемости между ними практически нет разницы.

Фото: Volkswagen

VOLKSWAGEN MULTIVAN

Вся лента