Автокредит тронулся

Как банки сейчас заманивают клиентов

Автокредиты подешевели, банки снизили требования к заемщикам и даже не настаивают на покупке каско. Все это в сочетании с госпрограммой льготного автокредитования позволило на две трети увеличить по сравнению с прошлым годом количество машин, проданных в кредит.

Благодаря улучшению условий по автозаймам граждане опять готовы тянуть кредитную лямку

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА

Перед майскими праздниками Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) подсчитало, что по итогам первого квартала 2016 года на авторынке резко увеличилось число автомобилей, купленных в кредит: по сравнению с аналогичным периодом 2015-го рост составил 65,7%. Увеличение продаж в рублях не столь впечатляющее, хотя тоже более чем достойное: объем выданных автокредитов в первом квартале вырос на 38% — до 59,6 млрд руб. против прошлогодних 37,3 млрд руб. Более того, в январе-феврале объем выдачи автокредитов превысил показатели 2015 года на 88% и 87% соответственно.

Правда, это не говорит о восстановлении отечественного авторынка, который закончил 2015 год падением на 35,7%. По статистике АЕБ, в первом квартале этого года производители продали на 16,8% легковых и легких коммерческих автомобилей меньше, чем за тот же период прошлого года (318,9 тыс. против 383,7 тыс. годом ранее). То есть снижение продаж автомобилей продолжается.

Цены едут, едут

Любопытно, что, если верить соцопросам, картина должна быть совсем другой: согласно мартовскому опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), число желающих купить машину за последний год заметно выросло — с 14% до 23%, и это максимум за последние пять лет. А вот число тех, кто готов ради этой покупки влезть в кредит, наоборот, сильно поубавилось (13% против 25% в 2015 году).

Тем не менее машин продается меньше, а автокредитов выдается больше. "Рост продаж автомобилей в кредит в первом квартале 2016 года по сравнению с первым кварталом 2015-го обусловлен действием Государственной программы льготного автокредитования: в 2015 году в первом квартале госпрограммы не было, а в этом году — есть",— говорит директор управления розничных продаж департамента автокредитования Сетелем-банка Дмитрий Мольков. "Динамика выдач автокредитов принципиально отличная, однако она не позволяет говорить о буме кредитования, так как рынок в первом квартале прошлого года был в стрессовом состоянии",— добавляет старший вице-президент ВТБ24 Алексей Токарев.

Суть льготной программы заключается в том, что государство субсидирует две трети ключевой ставки ЦБ, а автокредиты выдаются на покупку машин российского производства, в том числе иностранных марок. Условия вполне либеральные: первоначальный взнос составляет не менее 20% от стоимости автомобиля, а срок кредита — до трех лет. Причем в этом году максимальная стоимость автомобиля, подпадающего под действие госпрограммы, была еще и повышена с 1 млн руб. до 1,15 млн руб. (то есть фактически проиндексирована на уровень инфляции). В результате сегодня можно взять машину в кредит по ставкам от 7,7% годовых (Русфинанс-банк).

Но и без учета госпрограммы весь прошлый год процентные ставки по автокредитам планомерно снижались вслед за ключевой ставкой ЦБ. "Если в марте 2015 года средняя ставка составляла 22%, то в марте 2016-го — уже 15%. Надо отметить, что сейчас средняя ставка по автокредиту даже ниже, чем в докризисном 2014 году: тогда она составляла 15,5%",— отмечает директор по развитию продуктов Объединенного кредитного бюро Александр Ахломов.

Одно плохо: пока ставки по автокредитам снижались, росли цены на автомобили. Авторынок вообще оказался первым, кто отреагировал на резкое падение рубля. Повышение цен производителей уже заметно сказалось на средней сумме выданного кредита. "В первом квартале 2015 года она составляла 650 тыс. руб., а в первом квартале 2016-го — уже 717 тыс. руб.",— говорит Александр Ахломов.

Но есть и хорошие новости: кризис заставил россиян подходить к покупке автомобиля гораздо рациональнее, чем раньше. "Многие клиенты не готовы тратить на покупку машины дополнительные средства, они стремятся уложиться в бюджет, который для многих покупателей остался на докризисном уровне: неплохо укомплектованный автомобиль можно купить за 700-750 тыс. руб. Но если до кризиса в этот бюджет укладывалась машина С-сегмента, то сейчас это только сегмент В",— рассказывает директор по связям с общественностью компании Nissan Роман Скольский. По его словам, на рынке в целом произошло смещение спроса покупателей в сторону более доступных автомобилей B-класса и существенное падение доли С-сегмента (последний пострадал сильнее всех).

Но на ценовой политике автопроизводителей это никак не отразилось: как они повышали цены в течение прошлого года, так и продолжают повышать. Так, согласно оценкам аналитического агентства "Автостат", за последние две недели апреля цены на автомобили подняли сразу 11 брендов. Среди них и китайский Chery, и немецкий Mercedes-Benz. Причем если китайская компания повысила цены на ряд кроссоверов на 1,1-3,1%, то немецкий автоконцерн — на 6-9%.

Не ставь каско в колеса

В начале 2015 года помимо высоких ставок по автокредитам банки серьезно ужесточили требования к заемщикам, в некоторых случаях фактически приостановив кредитование. Сегодня картина совершенно иная. "Основные игроки на рынке автокредитования уже к середине 2015 года начали смягчать требования к заемщикам. На сегодняшний день они уже близки к докризисным",— отмечает директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков. Скажем, целый ряд банков предлагает взять машину в кредит только при предъявлении паспорта (экспресс-автокредит).

Кроме того, пару лет назад у банков было жесткое требование при покупке машины в кредит — приобретение полного каско, без каких-либо франшиз. Чтобы не переплачивать, многие граждане использовали следующую схему: заемщик обращался за одобрением потребительского кредита к своему зарплатному банку и одновременно брал машину в автокредит. Получив скидку от дилера, через месяц автокредит закрывал за счет потребительского кредита. Получалось и выгоднее, и без хлопот. На следующий год при желании можно было оформить каско с франшизой, что выходило гораздо дешевле. "Сейчас данный механизм невыгоден, особенно тем клиентам, которые оформляют кредиты по Госпрограмме льготного автокредитования, где ставки начинаются от 7,33%. Таких предложений потребкредитования не найти",— уверен заместитель начальника управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бессонов.

Соглашается с этим и Александр Ахломов: "Возможно, раньше такая схема была популярна, но в настоящее время она становится невыгодной по нескольким причинам. Прежде всего, банки, аффилированные с автопроизводителями, предлагают множество кредитных программ по ставкам ниже ключевой ставки ЦБ. Также заемщикам по-прежнему доступна программа господдержки, которая позволяет получить автокредит по сниженной ставке. Кредиты наличными выдаются под более высокие ставки (в марте 2016 года средняя ставка была 23,7%), и требования к заемщику будут более строгими из-за большей рискованности беззалогового кредита".

С этим рассуждением можно было бы поспорить, поскольку цена каско способна добавить 10%, а то и 20% годовых к стоимости кредита. Однако банки уже начали выдавать автокредиты без обязательного требования по каско. (В Юникредит-банке, где доступны такие программы, тактично напомнили, что банки по закону обязаны предоставлять клиенту выбор — страховать по каско или не страховать.)

Оформить кредит без каско можно и по госпрограмме — к примеру, такое предложение есть у Меткомбанка. И, как рассказал его зампред правления Алексей Казак, условия кредитования без обязательного оформления полиса каско доступны практически во всех программах кредитования банка. "Процентная ставка по автокредиту без обязательного оформления полиса каско более высокая, но в ряде случаев из-за величины тарифов страховых компаний заемщику выгоднее выбрать именно эту программу",— говорит Казак. Похожая ситуация и в Юникредит-банке, и в ВТБ24. А в Русфинанс-банке можно оформить автокредит без каско на подержанный автомобиль.

По большому счету сейчас автопроизводители и выживают за счет всевозможных акций и спецпредложений, хотя таких щедрых вариантов, как до кризиса, на рынке уже не найдешь. Среди самых свежих примеров — программы Volvo Car Russia для кроссовера Volvo XC60, который теперь доступен в кредит по ставке от 7,5% у партнеров Юникредит-банка и ВТБ24 (при 50-процентном первоначальном взносе). До конца мая специальные условия есть у компании Lexus на покупку четырех моделей, а также скидка в 150-200 тыс. руб. по программе Lexus Trade-in. Интересную фишку придумал "Jaguar Land Rover Россия", предложив воспользоваться программой Trade-in и получить скидку до 7% при покупке нового Range Rover Sport владельцам любых марок автомобилей возрастом до семи лет, купленных у официальных дилеров. Из демократичных по цене марок до конца мая действует программа компании Hyundai: при покупке Hyundai Solaris обещают выгоду до 200 тыс. руб. и кредит от 6 тыс. руб. в месяц. Но, судя по всему, автолюбителей больше интересуют акции Lada Finance, благодаря которым в апреле АвтоВАЗ впервые за два года показал рост продаж на 7,8% (по сравнению с тем же периодом 2015 года).

В последнее время отчетливо проявился и новый тренд, рассчитанный на привлечение покупателей. По словам Романа Скольского, сейчас многие производители стали предлагать дополнительные пакеты опций для автомобилей сегмента В, которые раньше были доступны только для машин более высоких классов: навигационная система, подогрев лобового стекла, подогрев руля, отделка салона более качественными материалами, использование диодов в фарах и стоп-сигналах и так далее. На прошлой неделе агентство "Автостат" уже сообщило, что рыночная доля транспортных средств с автоматической коробкой передач в России превысила 50%. По данным издания "Авторевю", компания Volkswagen планирует этой осенью начать продажи в России яркого представителя класса B — новой модификации Polo GT с турбомотором.

Вся лента