К читателям газеты "Коммерсантъ"

Берл Лазар, главный раввин России

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Прыжок к свободе

Сегодня вечером евреи начинают отмечать Песах — праздник освобождения, праздник исхода из дома рабства в дом свободы. Всевышний через своих посланников требует у фараона отпустить евреев. Фараон отказывается. Всевышний обрушивает на Египет десять бедствий — десять казней египетских. Наконец фараон соглашается отпустить евреев. Евреи уходят. Фараон спохватывается, бросается в погоню и тонет в море, которое расступилось перед евреями и сомкнулось над колесницами фараона.

На празднике мы едим горькую зелень в память о рабстве, едим мацу — хлеб бедности и в то же время хлеб свободы, пьем вино. Мы благодарим и благословляем Всевышнего, выведшего нас "рукою крепкой и мышцей простертой" из дома рабства.

На протяжении нашей большой истории мы не раз оказывались в рабстве, не раз были пленены. Рабство в Египте — модель всех наших последующих пленений. Однако есть важная особенность, делающая рабство в Египте уникальным: в Египте оно было абсолютно беспросветным и безнадежным. Египет был мировой сверхдержавой. Что могли противопоставить фараону рабы? У них не было ни малейших шансов. Более того, было нечто худшее, чем грубое физическое угнетение: евреи оказались в моральном рабстве, дух был сломлен, воля парализована. Мы смирились с рабством и уже не мечтали о свободе.

Между тем для всех последующих бедствий нашей истории Египет стал не только универсальной моделью рабства, но и универсальной моделью выхода на свободу. В каком бы мраке ни оказался впоследствии наш народ, как бы всесилен ни казался новый фараон, история Исхода давала надежду: мы знали, что фараон будет сокрушен, что мы выйдем на свободу. Мы знали, мы знаем сейчас, как это происходит. Ибо вера творит чудеса, и самый могучий фараон — пылинка перед Всевышним.

Что важно: в акте Исхода мы обретаем не только физическую свободу, но и свободу духовную, что неизмеримо сложнее. Причем духовную свободу очень высокого уровня, необходимую для получения Торы.

Каким образом этот потрясающий воображение взлет стал возможен?

Одно из значений слова "песах" — "прыжок". Вот есть два состояния: абсолютное, беспросветное рабство, которое уже и воспринимается не как рабство, а как единственная и притом нормальная форма существования, другой нет, и вдруг — совершенная свобода. Между ними пропасть. Ее невозможно преодолеть шаг за шагом — ее вообще невозможно преодолеть, это не в человеческих силах. Но то, что невозможно человеку, возможно Всевышнему. Безграничное доверие к Всевышнему, готовность пойти за Ним в пустыню, по существу в никуда,— и происходит чудо. Всевышний властно вмешивается в историю и кардинально меняет ее.

Пасхальные события — модель для каждого человека. Всевышний требует от каждого из нас совершить внутренний прыжок из рабства в свободу, кардинально обновить свою жизнь. Конечно, этот призыв относится к каждому моменту человеческой жизни, но время Песаха — самое благоприятное для этого время.

Я желаю всем нам обрести веру, которая даст нам силы, преодолев внутреннее рабство, выйти на свободу.

Вся лента