«Потребители экономят на товарах длительного пользования»

Россияне тратят большую часть заработка на еду

Россияне экономят на всем кроме еды. Как пишет газета «Коммерсантъ», впервые за восемь лет на продовольствие, алкоголь и табак пришлось более половины трат россиян в магазинах. Такие данные за февраль приводит Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Кроме того, реальные доходы россиян в годовом выражении снизились почти на 7%, а реальная зарплата — более чем на 2,5%. Финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Алексеем Корнеевым.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

— Как вы думаете, с чем это связано? Это связано с дорогими продуктами, или с уменьшением заработной платы, или с какими-то другими причинами? Что более половины трат россиян приходится, действительно, в основном на продовольствие.

— Основная причина того, что выросла доля оборота ручной торговли, приходящегося на продукты питания, связана с падением реальных доходов. Номинальные зарплаты либо растут медленнее инфляции, либо еще и снижаются.

Это заставляет потребителей изменять корзину товаров, которые они покупают. То есть экономить на товарах длительного пользования — на мебели, на бытовой технике, зачастую на обуви и одежде, и покупать продукты питания, то есть товары, на которых они не могут сэкономить.

Тем не менее, все-таки еще есть несколько дополнительных факторов. В частности, к изменению структуры рынка ведут быстрые темпы роста федеральных сетей. Появляются магазины у дома, появляются новые торговые центры — это ведет к тому, что снижается доля подсобного хозяйства, то есть люди чаще покупают продукты питания в магазинах. Это при прочих равных добавило несколько процентных пунктов к той доле, которая приходится в структуре розничного оборота на продукты питания.

— Снижение уровня жизни, кстати, отмечает 50% населения. То есть более половины россиян сейчас тратит только на продовольствие. Здесь еще тонкий момент, когда можно тратить больше, но при этом не отмечать, что действительно уровень жизни ухудшился, а здесь, в принципе, эти цифры в чем-то совпадают. Как вы думаете, есть сегодня у властей какие-то способы, чтобы эту ситуацию улучшить? Или этот тренд, в общем, будет дальше ухудшаться?

— Насколько я помню, за первые два месяца 2016 года реальные доходы упали на 8%, то есть динамика не ускоряется, но падение реальных доходов по-прежнему значительное — дно еще не пройдено по этому показателю.

На мой взгляд, спад реальных доходов в годовом выражении будет снижаться ближе к концу 2016 года не за счет ускорения темпов роста номинальных зарплат, а за счет снижения инфляции в годовом выражении. То есть Центробанк за счет жесткой монетарной политики будет зажимать инфляцию, и при прочих равных это приведет к снижению спада реальных доходов населения.

— Когда население начинает реально ощущать на себе, ощущать остро, что уровень жизни упал и упал серьезно? Не тогда же, когда не меняют автомобили подержанные на новые, а когда это касается непосредственно продуктов питания, каких-то необходимых трат?

— Здесь я не совсем согласен. Как правило, широкие слои населения воспринимают кризис несколько по-иному. Ключевым фактором, на который обращается внимание, является уровень безработицы. Второй по важности фактор — это уровень доходов. Я бы не сказал, что ситуация настолько плоха, как, допустим, в 2009 году на пике прошлого кризиса. Потому что сейчас безработица плавно растет, но она недалеко от исторических минимумов со времен распада СССР еще.

Спад реальных доходов — это не ключевой момент, на который обращают внимание домохозяйства, в том числе, и с точки зрения оценки своего уровня жизни.

— Ну да, но тот кризис преодолели как-то достаточно быстро — он прошел, относительно, будем говорить, незамеченным. А этот, судя по всему, грозит довольно долгосрочными проблемами для россиян.

— Да, я согласен. Кризис будет раза в три длиннее. Кризис 2008-2009 года был краткосрочным — по сути, менее года. Нынешний кризис, я думаю, растянется на два-два с половиной года. Это при условии, что не будет нового витка геополитической эскалации.

Вся лента