Железные дороги выходят на берег эгейский

ОАО РЖД претендует на греческую TrainOSE

ОАО РЖД подало заявку на конкурс по продаже греческой железнодорожной компании TrainOSE. Участники отбора, среди которых итальянская Ferrovie dello Stato и греческая GEK Terna, считают, что TrainOSE серьезно недооценена и ее стоимость составит менее €100 млн. Но, по мнению аналитиков, высокий уровень долга (свыше €750 млн) и лизинговых платежей делают TrainOSE слишком рискованным приобретением для ОАО РЖД, поэтому монополии следовало бы вступить в консорциум с GEK Terna, как и планировалось ранее.

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

В пятницу греческий приватизационный фонд Hellenic Republic Asset Development Fund (HRADF) завершил прием заявок на предквалификационный этап конкурса на приобретение железнодорожного перевозчика TrainOSE. Претендентов оказалось трое: итальянский государственный перевозчик Ferrovie dello Stato Italiane SpA, греческая GEK Terna и ОАО РЖД. В российской монополии "Ъ" подтвердили подачу заявки. Теперь HRADF оценит соответствие заявок квалификационным критериям: претендент должен иметь консолидированные активы за вычетом долга свыше €100 млн (для фонда суммарные активы — свыше €200 млн). Обязывающие предложения принимаются до 31 мая.

TrainOSE — монопольный грузовой и пассажирский перевозчик на греческих железных дорогах. Выручка в 2014 году — €77,9 млн, себестоимость продаж — €127,6 млн, валовый убыток — €49,7 млн, чистая прибыль — €1,12 млн. Компания выделена в 2005 году из национального перевозчика OSE, у которого осталась инфраструктура. В 2013 году Афины решили приватизировать TrainOSE, но процесс был прерван из-за смены правительства. Заново конкурс был открыт в январе этого года.

В ОАО РЖД не дают новых комментариев в отношении своего интереса к TrainOSE, ссылаясь на объяснение, данное еще в июне 2015 года Валерием Решетниковым (был старшим вице-президентом, сейчас — советник президента монополии). Он говорил, что потенциал Греции по перевозкам по железной дороге и перевалке в портах используется не полностью, ОАО РЖД видит возможность роста грузооборота страны в два-три раза, до 8-9 млн тонн, за счет развития инфраструктуры. Глава Ferrovie dello Stato Ренато Маццончини заявил, что при обороте свыше €130 млн (источник данных не поясняется) компания стоит менее €100 млн.

ОАО РЖД давно интересуется греческими активами: ранее оно претендовало как на TrainOSE, так и на входящую в нее ремонтную Rosco, а также на порт Салоники (оценивались в €30 млн, €10 млн и €100 млн соответственно). Порт Салоники не продан, но в апреле HRADF подвел итоги приватизации порта Пирей, который купила китайская Cosco Group за €368,5 млн. В прошлом раунде по TrainOSE ОАО РЖД собиралось идти на тендер совместно с GEK Terna. Также тогда к торгам были допущены румынская Grup Feroviar Roman и французская CNCF (сейчас не подали заявки).

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров полагает, что ключевыми проблемами TrainOSE, которые и вынудили продать ее, являются высокий долг (€757 млн) и сложности с финансированием платежей по лизинговому контракту с Eurofima. Для ОАО РЖД самостоятельная покупка актива, рентабельного лишь при списании долга, чрезвычайно рискованна, более привлекательным эксперт считает вариант, при котором российская компания была бы младшим партнером в консорциуме с GEK Terna. Это позволило бы не консолидировать TrainOSE и не увеличивать долг, но сформировать "комплекс возможностей для международных логистических проектов". Экс-глава ОАО РЖД Владимир Якунин в 2015 году говорил, что проекту нужна господдержка, но сейчас, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, для покупки TrainOSE не ожидается финансирования из бюджета и ОАО РЖД ищет способы привлечь средства на рынке.

Наталья Скорлыгина

Вся лента