Глава британской фармацевтической компании GlaxoSmithKline Эндрю Уитти заявил, что они не будут патентовать в бедных странах свои препараты. Компания считает, что это облегчит их жителям доступ к лекарствам, поскольку позволит производителям дженериков выпускать на этих рынках более дешевые аналоги препаратов GlaxoSmithKline.
Фото: Luke MacGregor/Files, Reuters
Как заявил газете The Wall Street Journal генеральный директор британской фармацевтической компании GlaxoSmithKline Эндрю Уитти, они намерены отказаться от практики патентования лекарств на рынках самых бедных стран, которых в мире насчитывается около 85. На рынках стран с доходами ниже среднего GlaxoSmithKline намерена по-прежнему патентовать свои препараты, однако будет выдавать лицензии производителям дженериков на производство недорогих аналогов своих лекарств. Лицензия на производство аналогов в таких странах — а их около 50, включая Вьетнам, Камерун и Шри-Ланку, по словам господина Уитти, не будет стоит дорого. В результате жители всех этих стран — около 2 млн человек — получат доступ к недорогим аналогам лекарств GlaxoSmithKline. Глава компании выразил надежду на то, что им удастся «стимулировать движение» в сторону улучшения доступа к лекарствам.
До сих пор британская компания патентовала свои лекарства в большинстве стран с доходами ниже среднего, а также в тех бедных странах, в которых имеются местные патентные бюро. Однако в результате, как отметил господин Уитти, производители дженериков воздерживались от производства на этих рынках дешевых аналогов из опасения, что крупные фармацевтические компании, включая GlaxoSmithKline, подадут на них в суд.
Решение отказаться от патентования не скажется сколь-нибудь значительно на продажах или прибыли компании, считает глава GlaxoSmithKline, поскольку указанные страны не имеют хорошо развитых фармацевтических рынков. При этом он привел пример Индии — крупнейшего рынка для британской компании по объему, где гибкий подход к использованию интеллектуальной собственности не нанес им ущерба. Поскольку Индия входит в число 20 промышленных и развивающихся стран, GlaxoSmithKline патентует там свои лекарства, однако не придерживается чересчур жесткой линии в защите прав интеллектуальной собственности. При этом GlaxoSmithKline продает там лекарства по «индийским ценам» и успешно конкурирует с производителями дженериков.
Несмотря на уверенность GlaxoSmithKline в том, что ситуация с обеспечением лекарствами в бедных странах улучшится благодаря их решению, некоторые эксперты высказывают сомнения в этом. Директор по вопросам политики и защиты организации «Врачи без границ» Рохит Малпани заявил WSJ, что, хотя GlaxoSmithKline и пошла дальше других фармкомпаний в этом вопросе, эффект от ее шага будет незначительным. По его словам, 48 стран, которые, по оценкам ООН, относятся к категории наименее развитых, и так уже освобождены от патентования лекарств до 2033 года. И кроме того, отметил эксперт, три четверти беднейших людей мира живут не в бедных странах, а в странах со средним уровнем доходов, и как раз эти страны ничего не выиграют от решения GlaxoSmithKline.
Оригинальность лекарств дорого стоит
По данным Счетной палаты США, продление срока действия запрета на выпуск дженериков с момента выхода на рынок оригинального лекарства увеличит расходы американской системы здравоохранения на $1,3 млрд в течение десяти лет. Фармкомпании же, добивающиеся подобной реформы, говорят не только о своих убытках из-за появляющихся более дешевых копий, но и о невозможности выпуска новых препаратов ввиду отсутствия необходимого инвестирования. Читайте подробнее