"В лице группы ВТБ мы нашли очень профессионального и мотивированного партнера"

Почта

"Почта Банк" организован на партнерских основаниях "Почтой России" и группой ВТБ. О том, как формируются партнерские отношения, и об их перспективах рассказывает заместитель генерального директора по финансовому бизнесу ФГУП "Почта России", член наблюдательного совета "Почта Банка" ВЛАДИМИР САЛАХУТДИНОВ

Фото: ФГУП «Почта России»

REVIEW: "Почта Банк" создан. Каким образом "Почте России" удалось это сделать, несмотря на 15-летний опыт неудачных попыток?

ВЛАДИМИР САЛАХУТДИНОВ: Зарубежный опыт показывает, что в современных условиях для почты, содержащей широкую сеть отделений, есть два основных пути развития. Первый — субсидируемый государством почтовый оператор, сфокусированный на почтовых и посылочных сервисах и не получающий значительного дохода от финансовых услуг. Второй — самоокупаемая организация, существенную часть доходов которой составляют финансовые услуги. Во втором случае для сохранения присутствия в финансовом сегменте почте необходимо предложить полный спектр финансовых продуктов и услуг. Для этого, в свою очередь, необходима банковская лицензия. Поскольку утвержденная в конце 2014 года стратегия "Почты России" не предполагала государственного субсидирования, был предопределен именно второй сценарий развития, предполагающий создание почтового банка.

Перед менеджментом предприятия была поставлена такая задача, а также установлен срок ее реализации: банковские операции необходимо было начать не позднее второго квартала 2016 года. Нужно ли говорить о том, что как для меня самого, так и для многих членов команды блока финансовых услуг решение этой задачи стало одним из ключевых мотивационных факторов прихода на "Почту России". Мы внимательно изучили все предыдущие неудачные попытки создания почтового банка как самостоятельно, так и в партнерстве с другими кредитными организациями и выработали подход, который в итоге позволил успешно решить задачу.

R: А почему в итоге был выбран вариант партнерства, а в качестве партнера — группа ВТБ?

В. С.: Вариант партнерства изначально рассматривался как один из допустимых. Окончательное решение было принято после детального анализа всех возможных вариантов с учетом экономической, операционной составляющей. Партнерский проект характеризовался более короткими сроками развертывания, более быстрым выходом на окупаемость и меньшими рисками для почты, которая хоть и присутствовала в сегменте финансовых услуг более 200 лет, но не обладала достаточными ресурсами и экспертизой для быстрого старта масштабного банковского проекта. В лице группы ВТБ мы нашли очень профессионального и мотивированного партнера по проекту. Альянс "Почты России" и группы ВТБ обладает всеми необходимыми составляющими для успеха "Почта Банка".

R: Почему создание специализированного банка оказалось предпочтительнее, чем продажа через сеть почтовых отделений продуктов и услуг уже существующих кредитных организаций?

В. С.: В прошлом "Почта России" пыталась двигаться по этому пути. В какой-то момент (четыре-пять лет назад) в почтовых отделениях можно было приобрести продукты более десяти банков. Однако анализ этого подхода привел к неутешительным результатам. Будущее финансово-банковского сегмента — в монетизации отношений с клиентом, в то время как трансакционные доходы как самостоятельная статья будут играть все меньшую роль. В модели агентских продаж почта могла выполнить только единовременную функцию привлечения клиента, а также обеспечить трансакционное обслуживание, в то время как сами отношения с клиентом переходили к банку. Расчеты показали, что при любой модели такого сотрудничества в долгосрочной перспективе мы получили бы отрицательный результат. Соответственно, было принято решение прекратить агентские продажи банковских продуктов. Как и ожидалось, это стало одной из причин роста доходов "Почты России" от финансовых услуг во второй половине 2014 года и в 2015 году, поскольку мы сфокусировали сеть на ее ключевой экспертизе — платежах, переводах и выплате пенсий.

R: Как повлияет появление "Почта Банка" на качество работы почтовых отделений?

В. С.: Повышение качества обслуживания клиентов в почтовых отделениях является одним из стратегических приоритетов предприятия. Учитывая масштаб и состояние почтовой сети, это сверхзадача, для решения которой за последние два года сделано очень многое. Существенные изменения происходят во всем, что касается работы отделений, в том числе в технологиях, в бизнес-процессах и в системе мотивации персонала. Рано говорить о том, что эта задача решена, однако есть все больше подтверждений того, что мы движемся в правильном направлении. К таковым можно отнести результаты независимых исследований удовлетворенности клиентов, а также объективные показатели исполнения почтой нормативов по качеству и соблюдению сроков доставки. Но основным индикатором роста качества работы "Почты России" является рост ее доходов в сегментах, где мы работаем в условиях жесткой конкуренции. У клиентов есть выбор, и они выбирают почту.

Появление "Почта Банка" станет еще одним важным шагом на пути превращения почты в эффективную клиентоориентированную структуру. У группы ВТБ есть много эффективных решений, связанных с повышением качества обслуживания. Теперь эта экспертиза будет доступна и для "Почты России".

R: При каких условиях в почтовом отделении должно быть открыто отделение банка?

В. С.: В первую очередь мы ориентируемся на техническую возможность и экономическую целесообразность. Как таковые банковские офисы будут открываться в крупных отделениях, где есть возможность их разместить. Их у нас порядка 4-5 тыс. В основной же части отделений, где сегодня есть одно или два окна для обслуживания клиентов, банковские продукты будут продаваться через универсальное почтовое окно. В перспективе открыть счет, разместить вклад и подать заявку на кредит можно будет в любом отделении "Почты России".

R: Какими вы видите перспективы развития "Почта Банка"?

В. С.: "Почта Банк" — это долгосрочный проект двух крупных государственных организаций, который будет развиваться в соответствии с целями и задачами, поставленными акционерами. В настоящий момент мы работаем над стратегией его развития, которая уточнит и конкретизирует цели проекта, определив его будущее на ближайшие пять лет. При этом "Почта Банк" будет неотъемлемой частью стратегий развития "Почты России" и группы ВТБ. Для почты он станет источником финансирования трансформации предприятия, одним из центров инновационного развития и катализатором роста других направлений бизнеса за счет создания комплексных продуктов, включающих банковскую и почтовую составляющую. В первую очередь такие решения будут предложены участникам рынка электронной коммерции и пенсионерам.

Для достижения всех перечисленных целей "Почта Банк" в будущем должен стать одним из лидеров розничного банковского рынка.

Беседовал Василий Семин

Вся лента