Музыка пошла потоком

Стриминговые сервисы стали главным источником дохода для рекорд-лейблов

В 2015 году стриминговые сервисы наподобие Spotify или YouTube принесли рекорд-лейблам и музыкантам больше прибыли, чем сервисы по загрузке музыки, например iTunes. Впрочем, наблюдатели отмечают, что выручка от проигрывания музыки на таких сервисах растет медленнее музыкального трафика на этих же сервисах. Это вызывает у них вопросы о том, насколько справедливо такие сервисы платят авторам музыки за использование их произведений.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Вчера Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (Recording Industry Association of America — RIAA) опубликовала свои данные о ситуации на рынке продаж музыки по итогам 2015 года. В докладе говорится, что для потоковых сервисов 2015 год стал знаковым: впервые в истории эти сервисы стали крупнейшим источником выручки для рекорд-лейблов и музыкантов. RIAA включает в число стриминговых (потоковых) сервисов платные подписные сервисы типа Spotify, TIDAL, Apple Music и др., сервисы наподобие Pandora, SiriusXM и другие интернет-радиостанции, бесплатные сервисы, в которых пользователи сами выбирают нужную им музыку (on-demand), но нередко вынуждены просматривать рекламные ролики,— YouTube, Vevo и т. п.

В 2015 году доля выручки, которую стриминговые сервисы принесли музыкальной индустрии, составила 34,3% от общего объема, в то время как сервисы по загрузке музыки типа iTunes принесли 34%. Продажи на физических носителях (диски, пластинки, кассеты и пр.) принесли 28,8% выручки, 2,9% выручки принесло правообладателям использование музыки и музыкальных фрагментов в фильмах, рекламе и других видах медиа.

RIAA отмечает, что 2015 год в целом стал позитивным для американской звукозаписывающей индустрии: общая выручка выросла на 0,9% и достигла $7 млрд. При этом рост выручки от потоковых сервисов компенсировал снижение выручки от загрузочных сервисов и продаж физических носителей, обеспечив общий рост по итогам года. В докладе сообщается, что рост выручки был отмечен во всех сегментах потоковых сервисов: наиболее популярными стали платные сервисы, которые в 2015 году принесли $1,22 млрд выручки — на 34% больше, чем годом ранее, интернет-радиостанции принесли $800 млн (рост на 4%), сервисы по запросу — $380 млн (рост на 23%). Выручка от сервисов по загрузке музыки в 2015 году сократилась на 10% — до $2,3 млрд. Такое же снижение в 10% показали и продажи музыки на физических носителях ($2 млрд). При этом исследователи отметили продолжение роста интереса к винилу, начавшегося несколько лет назад: продажи пластинок в 2015 году в США выросли на 32% и достигли $416 млн, что стало максимальным уровнем с 1988 года.

По мнению главы RIAA Кэри Шермана, результаты 2015 год говорят о том, что музыкальный бизнес активно подстраивается под изменение вкусов потребителей. При этом господин Шерман отметил, что «по мере того, как потребление музыки растет, рост выручки для ее создателей увеличивается не так быстро. В 2015 году меломаны прослушали сотни миллиардов аудио- и видеомузыкальных треков на таких сервисах, как YouTube, однако выручка от проигрывания музыки на таких сервисах была намного скромнее — намного меньше, чем выручка при проигрывании на других сервисах». В связи с этим глава RIAA считает, что в американской музыкальной индустрии назрели реформы, «которые необходимы для того, чтобы все музыкальное сообщество получало справедливое вознаграждение за свою работу».

Евгений Хвостик


Почему новый сервис Apple стал предметом расследования

Власти штатов Нью-Йорк и Коннектикут начали в июне 2015 года предварительное расследование в отношении корпорации Apple и ряда музыкальных компаний, выясняя, не является ли запуск нового сервиса Apple Music следствием сговора компаний или не вынуждал ли Apple музыкальные компании к сотрудничеству незаконным путем. Расследование начато практически сразу после запуска сервиса. Читайте подробнее

Вся лента