Правила игры

в борьбу за господдержку изучает корреспондент отдела бизнеса Яна Циноева

Участники российского авторынка давно смирились с тем, что критерии распределения господдержки устроены таким образом, что ее значительная часть достается "большой четверке" российских производителей — АвтоВАЗу, группе ГАЗ, КамАЗу и "Соллерсу". Остальные — иностранцы, перенесшие производство в Россию,— часто довольствуются остатками, даже несмотря на сравнительно высокий уровень локализации производства и существенные инвестиции. Наши источники говорят, что на совещаниях регулярно поднимается вопрос еще большей дифференциации в пользу "четверки". Так, из новых идей называли даже наличие R&D-центров в России. Господдержки много не бывает, да и в кризис все средства борьбы за нее хороши.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

В принципе точечная поддержка отдельных производителей возможна: распределяя госсубсидии в условиях дефицита бюджета, необходимо расставить приоритеты среди получателей и оценить бюджетную эффективность. В начале года правительство с подачи Минздрава пообещало 3 млрд руб. субсидий на закупку машин скорой помощи (производить такие автомобили в России способны практически все автоконцерны, имеющие линейку LCV). Но постановления о выдаче субсидии пока нет, параметров и механизма распределения средств — тоже. При этом, как рассказывают источники "Ъ", на рынке уже появились разговоры о том, что на весь объем субсидии будет претендовать группа ГАЗ.

В принципе подобная ситуация не удивляет: в 2009 году государство также выделяло господдержку на закупку машин скорой помощи, и аналогичный тендер в итоге был написан с требованиями, которым соответствовали только "конкретные модификации машин", производимые заводами "Соллерса". Это уже не мнение рынка, а практически точная цитата из решения ФАС России, которая признала нарушение антимонопольных требований госзаказчиком. Но тогда это решение уже ни на что не повлияло, тендер был проведен.

Может быть, именно потому, что проблемы отрасли традиционно решаются усилиями лоббистов, в правительстве и не уделяют особого внимания глобальным вопросам вроде написания давно обещанной стратегии развития автопрома. Документ должен был быть готов к 1 марта, но, по данным моих источников, его сдачу Минпромторг просил перенести на срок "не ранее третьего квартала", а готовить его будут по традиции, "консолидируя пожелания конкретных игроков". Не умаляя важности получаемой господдержки, на авторынке замечают, что Минпромторг "перестал быть регулятором отрасли" и "превратился в бухгалтерию", распределяющую субсидии, при этом "отсутствует методика и анализ". Другой собеседник в отрасли рассуждает, что важно понять, "куда и зачем идут вместе государство и бизнес", а "вопросы финансирования — второстепенны". Впрочем, о таких глобальных стратегиях говорить сложно, пока отрасль и ведомства предпочитают спорить о разделе 3 млрд руб.

Вся лента