В Ростове-на-Дону разбился Boeing

Жертвами трагедии стали 62 человека

Ошибка пилотирования при посадке в сложных метеоусловиях является основной версией крушения Boeing 737-800 компании  FlyDubai в Ростове-на-Дону ранним утром в субботу. Экипаж летевшего из Дубаи лайнера не смог совершить посадку при дожде, тумане и сильном ветре с первой попытки, ушел на «второй круг», но при новом заходе на взлетно-посадочную полосу «промахнулся» мимо неё, упал и взорвался. Погибли 62 человека – 55 пассажиров и 7 членов экипажа.

Фото: Эрик Романенко, Коммерсантъ

Катастрофа в аэропорту Ростова-на-Дону произошла в 3.41 утра субботы. В это время авиагавань работала по «фактической погоде». Южный город и аэропорт оказался в зоне циклона, который принес дождь и туман, ближе к утру сменившиеся обильным снегопадом. В этих условиях командиры экипажей сами принимали решение – пытаться совершить посадку, уходить на «второй круг», в надежде дождаться «окна» в разразившейся непогоде, или же вообще выбрать местом посадки другой аэродром. Экипажи самолётов «Аэрофлота» и Czech Airlines после неудачных попыток сесть в Ростове отказались от этого из-за плохой видимости и сильного бокового ветра, вызывавшего «болтанку», направившись в аэропорт Краснодара, до которого минут 20 лета и благополучно сели в нем. В свою очередь, пилот лайнера Turkish Airlines вообще предпочёл вернуться в аэропорт вылета.

Однако, командир экипажа летевшего из Дубая Boeing 737-800 рейса FZ-981 авиакомпании лоукостера flydubai, гражданин Кипра Аристос Сократуос, решил посадить лайнер именно в аэропорту назначения – Ростове-на-Дону. С первой попытки сделать это не удалось и лайнер с набором высоты стал кружить над аэропортом. Надо отметить, что и из пункта вылета Boeing 737-800 стартовал с задержкой, а с учетом кругов над Ростовом опоздание составляло более 2 часов. В 3.41 утра самолет пошел на повторный заход на посадку, однако в нескольких сотнях метров от ВПП ударился в землю, взорвался и полностью разрушился. Шансов спастись ни у кого из 55 пассажиров и 7 членов экипажа не было.

ВПП и близлежащая к ней территория были усеяны разлетевшимся на мелкие куски деталями Boeing. На место происшествия сразу же прибыли бригады МЧС, которые начали сбор останков. Всего в спасательной операции, проводившейся в условиях начавшегося снегопада, участвовало до 700 человек и порядка 100 единиц техники.

На борту разбившегося Boeing находились граждане разных стран. В основном это были туристы из России, в том числе и несколько человек, купивших путевки у крупного туроператора Арт-Тур. Всего россиян на борту было 44 человека, 8 граждан Украины, а также представители Индии и Узбекистана. Экипаж был интернациальным, в которых помимо командира-киприота входили граждане Испании, России и ряда других стран.

Разбившийся 737-800 был новым. Сама эта модель производится с 1998 года, но злополучный лайнер вышел с завода в 2010 году. При этом максимальная загрузка 737-800 приближается к числу порядка 180 пассажиров. И разбившийся в Ростове-на-Дону лайнер был заполнен примерно на треть.

Следственный комитет России сразу же после известия о трагедии направил на место своих специалистов, которые, как отметил официальный представитель комитета Владимир Маркин, немедленно, несмотря на метеоусловия, приступили к работе на месте трагедии. Возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Учитывая масштабы предстоящего расследования, его к производству сразу принял региональный отдел ГСУ СКР.

Уже через несколько часов стало известно, что обнаружены «черные ящики» Boeing. Именно расшифровка бортовых самописцев, фиксировавших как параметры полета, так и переговоры членов экипажа, поможет СКР и экспертам Межгосударственного авиационного комитета установить причины катастрофы.

Предварительной причиной трагедии пока называется ошибка, допущенная пилотами при посадке в тяжелых метеоусловиях. Получив несколько предупреждений с земли о проблемах, которые могут возникнуть при снижении у ВПП, в частности, боковом ветре, достигавшем 20-25 м/сек, экипаж, чтобы не подвергать пассажиров риску, должен был уйти на запасной аэродром. Вместо этого Boeing более полутора часов кружил над Ростовом, а затем все-таки пошёл на опасное снижение. Согласно авиационным правилам, именно пилот принимает решение садиться или нет, если аэропорт не закрывается на приём самолетов по каким-то причинам. Этого в данном случае не было сделано.

Впрочем, официальный представитель СКР Владимир Маркин уже заявил, что будут рассмотрены все возможные версии происшедшего. В частности, не исключается и возможность технической неисправности Boeing.

Президент России Владимир Путин уже выразил соболезнование родных и близким погибших, большинство из которых являются жителями Ростовской области. В самой области губернатором Василием Голубевым объявлен траур.

Владимир Баринов, Николай Сергеев

Вся лента