Перевыборы

Прежние герои и новый Cadillac

Спустя почти десять лет после показа фильма "День выборов" на экраны выходит продолжение всенародно любимой художественной киноленты.

В "Дне выборов 2" у бывшего массажиста и любителя пыжиковых шапок из кошек Игоря Владимировича Цаплина (Василий Уткин), которого команда блестящих специалистов из "Как бы радио" случайно сделала губернатором, причем не в той области, в которой их просили, случились серьезные проблемы. Как назло, прямо перед выборами на очередной срок.

"Как бы радио" уже как бы и нет: Миша (Михаил Козырев) руководит теперь какой-то хитрой конторой "Миша & Ко", явно не связанной с музыкой. Леша (Леонид Барац), Слава (Ростислав Хаит) и Камиль (Камиль Ларин) тоже живут своей жизнью, как и многие сейчас занимаясь чем-то таинственным и бессмысленным. Только "начальник штаба" - профессиональный подхалим Саша (Александр Демидов) остался при делах. Вот он-то и собирает всю "старую" команду, к которой присоединяется и бессменная пара безумных ведущих: красотка Нонна (Нонна Гришаева) и Макс (Максим Виторган). И конечно, они опять совершают трудовой подвиг и добиваются невозможных результатов, правда, как и в первой истории, совсем не тех, которых от них ждали.

Хорошая новость заключается в том, что почти за десять лет наши герои фундаментально совсем не изменились. Они остались такими же милыми разгильдяями, талантливыми циниками. Сами того не желая, просто своим несистемным поведением, они вскрывают пороки системы, а пороки в стране все те же: вранье, лицемерие, воровство, коррупция, стяжательство и пьянство - они не меняются сотни лет.

Блестящий юмор, наблюдательность, умение со стопроцентной точностью передать атмосферу своего времени, свойственные "Квартету И", тоже, к счастью, с годами не растерялись.

Но вот атмосфера за эти годы очень изменилась. В первом фильме все наши герои, включая будущих губернаторов, казаков и духовенство, были беспечными искателями приключений, они плыли свободно по великой русской реке, не обремененные никаким лишним имуществом на земле.

Сейчас все обросли недвижимостью и движимостью. Даже отец Иннокентий, пришедший когда-то на корабль налегке: с купелью, подсвечником и кассетой "Модерн Токинг", - теперь обзавелся машиной "Волга".

Миша ведет переговоры не из своей квартиры, полной юных дев, а из модного офиса с видом на Сити и с красивой секретаршей (Ксения Маник).

Любитель кефира и кроссвордов губернатор Цаплин получил в пользование целый Cadillac Escalade. Не то чтобы он на нем ездил, скорее, в нем возлежал, но делал это очень убедительно.

Мы попросили героев "Дня выборов": телеведущего Михаила Козырева, в фильме просто Мишу, актрису Ксению Маник, которая исполнила роль его помощницы, и спортивного комментатора Василия Уткина, который сыграл губернатора Игоря Цаплина, - рассказать "Автопилоту" о фильме, о времени, о выборах и, конечно, о машинах.

Василий Уткин

Мой герой случайно попал в политику. Случайных людей во власти много, но часто они быстро входят во вкус и начинают обращать на себя внимание самыми идиотскими способами. А мой герой тяготится своей ролью. Он, наверное, не очень умный и совсем не подходящий для губернаторства человек - он не растерял своей наивности. Конечно, неумный и неподходящий губернатор даже при наличии совести может нанести только вред, но все-таки таких, как мой герой, в политике очень мало. В этом смысле фильм утопичный.

Многие чиновники , имея автомобили, мечтают о яхте. С моим героем произошла обратная динамика - он пересел с корабля на "Кадиллак". В первом фильме он был в области человеком новым, постоянно двигался, знакомился. А став губернатором, обзавелся всеми атрибутами действующего чиновника - машиной, охраной и всем, что из этого вытекает.

Когда в Москве выбирали мэра и Навальный противостоял Собянину, я ради шутки вывесил в своем твиттере пост о том, что буду баллотироваться на следующие выборы, тем более что у меня после первого фильма сложилась такая отличная команда политтехнологов. Целый день мой телефон разрывался от звонков журналистов. Многие приняли все это за чистую монету. Знающие меня люди не доверят мне и трехлетнего ребенка в туалет отвести. Управлять чем бы то ни было - совсем не для меня.

Открою вам страшный секрет - у меня нет водительских прав. Как-то сначала лень было, потом не повелось. Вот думаю следующим летом, если преодолею лень, получить права тракторного класса, чтобы ездить на квадроцикле. Дело в том, что я переехал жить за город, там нужно транспортное средство, а на скутере я буду, как эскимо на палочке, смотреться.

Хотя я бы предпочел луноход. Вот я думаю, если бы люди стали жить на Луне, им сразу же пришлось бы получать права на луноходы, там немедленно бы появился гаишник и стал бы брать взятки.

Есть разные точки зрения , является ли автоспорт спортом. Конечно, здесь колоссальное значение играет не сила человека, а сила его ума. В этом смысле катание мяча по ровной поверхности - тоже спорт.

Но на трассах погибло столько людей, как нигде, поэтому я считаю, что отказывать гонкам в праве называться "спортом" нелепо. Я не имею в виду, что для спорта необходима трагедия. Но, как говорил Некрасов, "дело прочно, когда под ним струится кровь".

Комментировать гонки я мог бы только в качестве клоуна. Я совершенно не разбираюсь в машинах. Для меня слово "трансмиссия" звучит, как какая-то "миссия" кого-то "транса". Но гонщиков знаю, особенно старых, раньше более внимательно следил за состязаниями.

Мой интерес к любым событиям , в том числе спортивным, - это прежде всего сопереживание личностям. За соперничеством Айртона Сенны и Алана Проста я следил как за развитием личной драмы. И всегда очень приятно болелось против Шумахера. С ним произошла ужасная трагедия, и я ему страшно сочувствую. Но на автотрассе он был сверхчеловеком. Я всегда болел за его противника, потому что сопереживание приходит тогда, когда ты ставишь себя на место спортсмена, а я никак не могу себя поставить на место непобедимого Шумахера.

Ксения Маник

У режиссера Александра Баршака, который снял "День выборов 2", я снималась в картине "12 месяцев", он пригласил меня в новый проект - на роль помощницы Миши Козырева - без кастинга. Я прочитала сценарий, посмотрела первый фильм - до этого я видела только спектакли ребят - и, конечно, поняла, как это здорово. На площадке меня окружали настоящие легенды, и это очень обязывало.

Я увлекаюсь политикой , стараюсь следить за тем, что происходит в мире, но без фанатизма. У нас люди либо равнодушные, либо очень радикально настроенные. Очень неприятно, когда политика переносится на личные или рабочие отношения. У меня был такой опыт, я не хочу уточнять, в каком именно проекте, но было очень сложно в кадре строить отношения, а потом слышать оскорбления из-за того, что ты других взглядов.

Политическая сатира должна быть острой, и она всегда связана с риском. И это важная часть искусства. Я совсем не жалею, что снялась в таком фильме, мне вообще интересны картины, где есть драма, где можно следить за развитием личности. Хотя в "Дне выборов 2" у меня очень небольшая роль.

У меня есть права , но я не вожу машину. Я решила, что лучше буду пассажиром. Руль требует предельной концентрации, а мне после четырнадцатичасового дня на площадке хочется сесть и закрыть глаза. Кроме того, свои действия я еще прогнозировать могу, а вот действия таких идиотов, как я, нет. Поэтому, чтобы не подвергать себя и других опасности, я езжу на такси.

У меня был интересный опыт на телевидении - я снималась в пилотном проекте автомобильной передачи "Граунд эффект". Предполагалось, что это будет такой русский аналог "Топ Гира", только без разделения ведущих на умного и не обладающего блестящими интеллектуальными способностями. Я тогда только-только получила права, и буквально в первый день меня посадили за руль праворульного "Ягуара" и отправили гонять по Воробьевым горам. Мне было так страшно, что, наверное, после этого случая я и решила, что водить машину не буду - мне теперь неинтересно ездить спокойно.

Мне не нравится, когда мужчины самоутверждаются с помощью машин. У меня есть друг, у него в гараже стоит "Феррари", но ездит он на ней не часто, обычно пользуется "Фольксвагеном". Потому что очень глупо, опасно и совершенно неуместно ездить по нашим дорогам каждый день на "Ферарри". Вот такой европейский подход мне очень близок. Лично для меня идеальная машина в городе - это "Вольво" S60. Но только с водителем, я выбрала иждивенческую позицию.

Михаил Козырев

В данное время года идеальная машина для губернатора - снегоуборочная техника. Только таким образом передвигаясь по городу, он сможет узнать, как "радостно" и "насыщенно" живет его губерния.

А если серьезно: когда я уверен, что чиновник - не вор, не хапуга, не мерзавец, мне совершенно плевать, на какой машине он ездит. Вот уж я точно не сторонник идеи пересадить их на произведения отечественного автопрома. Но беда в том, что, благодаря общим принципам построения "вертикали власти" за последние 15 лет, чиновников и политиков, которые вызывают у меня доверие, крайне мало.

В большинстве случаев я вижу в тех, кто управляет страной, воров, карьеристов и пройдох. И не могу отделаться от ощущения, что в свежую новость из уголовной хроники про раскрытие очередной коррупционной схемы в губернии N можно подставить любую область и любого губернатора. Как спел Борис Гребенщиков: "Из центра, губернатор, пришел приказ скормить тебя волкам".

Редкий пример - мэр моего родного Екатеринбурга Евгений Ройзман. Я ему доверяю. И вот, честное слово, мне вообще все равно, на какой машине он ездит. Если ему хорошо, то и мне хорошо. Лишь бы не скурвился. Но он кремень, я в нем уверен.

И первый, и второй "День выборов" соответствуют духу своего времени. Десять лет назад это была веселая шутка, такой забавный бардак. Все тогда еще надеялись - такой цинизм и безалаберность долго не просуществуют. Ан нет! На здании сегодняшних институтов власти написано: "Да, воруем. Да, гнием. Да, нам наплевать на страну. А на вас, граждане, нам вообще пох..." Поэтому и шутится сегодня как-то по-другому.

Во втором фильме вдруг оказывается, что бывший массажист Цаплин, ставший губернатором в первом фильме, был не таким уж плохим вариантом. Лучше его как будто нет. А хуже - пожалуйста! И надежды на то, что мы доживем до момента, когда станет лучше, постепенно и неизбежно угасают. Поэтому в фильме "День выборов 2" тоже такой своеобразный юмор, соответствующий нынешнему времени. Юмор висельников...

Больше всего "Эскалейд", что у губернатора в фильме, что на дороге в обычной жизни, мне напоминает водопой диких животных, который я однажды наблюдал в Национальном парке Крюгер в Южной Африке. Утром все джунгли наполняются звуками, все свистит, кричит. На другой берег реки приходит пить стадо буйволов. Потом прибегает стая антилоп. Потом приходят пить носороги. И вдруг все затихает, все аккуратно расступаются: на водопой идут слоны. Спокойно утолили жажду и пошли по своим делам.

По поводу моего персонажа мы долго думали, какая метаморфоза произошла с ним за эти годы, думали про движение "Наши" или про Кремлевский пул. Сошлись на том, что у меня появилась какая-то хитрая контора - "Миша & Ко".

Во втором фильме "День выборов" почти нет музыкальной истории. В отличие от первого, где участвовало множество артистов, здесь всего четыре песни: вечно актуальная песня Сергея Шнурова про "Выборы, выборы" из прошлого фильма, "Черная Волга" Саши Васильева, "Течет река Волга" Людмилы Зыкиной и нетленный шлягер Ирины Аллегровой "Шальная императрица" в исполнении Нонны Гришаевой.

Дело в том, что музыка с тех пор утратила влияние на общество, перестала иметь значение. Такое время сейчас - не до песен. Тот же мой любимый рок-н-ролл в большинстве своем оказался совершенно безликим, беспомощным. Артисту сложно творить в безнадежном безвоздушном пространстве. Одно время показалось, что вся энергетика переместилась в рэп, но вышло в итоге, что Тимати публично признается в любви то Путину, то Кадырову, а голос улиц, настоящий рэп, по-прежнему никому не слышен...

Таких песен, как "Скованные одной цепью", "Расстреляли рассветами" или "Время назад", которые когда-то точно попали в поколение, сегодня нет, да и создать-то их некому. Артисты уровня Земфиры, Саши Васильева, Дельфина ушли в свою внутреннюю боль, в свои страдания, все внешние ураганы им сегодня неинтересны. Без таких песен мы медленно, но верно погружаемся в болото апатии и конформизма.

Cadillac Escalade

Наталья Афанасьева, Анна Килимник. Фото Юрия Алексеева

Вся лента