Ковбой-баба

Натали Портман в вестерне "Джейн берет ружье"

На российские экраны вышел многострадальный вестерн "Джейн берет ружье" с Натали Портман в главной роли. На то, как эта дама в седле умеет обращаться с оружием, посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Бывших жениха (Джоэл Эджертон) и невесту (Натали Портман) ныне объединяет только револьвер

Фото: Boies/Schiller Film Group

Жанр вестерна переживает очередное второе дыхание. К уже вышедшим недавно удивительно крепким картинам "Костяной томагавк", "Омерзительная восьмерка" и "Выживший" прибавляется "Джейн берет ружье", а в сентябре этого года ожидается и премьера "Великолепной семерки", ремейка классики 1960 года. Научный фантаст Артур Кларк, работавший с Кубриком над созданием "Космической одиссеи 2001", в свое время предсказывал вестернам небывалую популярность у публики "межпланетных лайнеров, бороздящих космос", и, кажется, его прогнозы начинают сбываться.

Группа Aerosmith в 1989 году записала песню "Janie's Got a Gun", однако ее сюжет основой фильма не стал, хотя мог бы. Одноименная картина с ней имеет не много общего: имя главной героини и тему сексуального насилия над женщинами. Джейн (Натали Портман) — молодая мать, живущая в дивной глуши Нью-Мексико после гражданской войны. Ее муж Билл (Ноа Эммерих), возвращаясь домой, наловил пуль собственной спиной. Теперь, предсмертно похрипывая, он сообщает любимой женщине, что шайка Бишопа совсем рядом. Недолго думая, Джейн скачет в какую-то другую глушь, где одиноко живет ее бывший жених Дэн Фрост (Джоэл Эджертон), и просит помочь ей оборонять дом. У каждого из них перед глазами возникают воспоминания, как они резвились в высокой траве и печали не знали. Теперь же Дэну остается только завидовать чужому быту и учить Джейн управляться со свинцом.

"Джейн берет ружье" оказалась ретивой картиной еще на стадии съемок, процесс которых постигла лихая смута. Сначала режиссером фильма должна была стать шотландка Линн Рэмси (за фильм "Что-то не так с Кевином" в 2011 году она удостоилась десятиминутных стоячих оваций на Каннском кинофестивале), затем из-за громких разногласий с продюсером ее заменили на Гэвина О'Коннора, вслед за Рэмси из команды ушли Джуд Лоу и оператор Дариус Хонджи (работал с Вуди Алленом, Дэвидом Финчером и Романом Полански). Из-за сбоя в съемочном графике актерский состав недосчитался Майкла Фассбендера и Брэдли Купера, а премьеру планировали провести еще в 2014 году. Наконец, прихрамывая (прямо как муж Джейн), фильм дополз до экранов. Возможно, с Линн Рэмси эта лента превратилась бы в полноценный смелый феминистский манифест. Нынешний режиссер такой задачи не ставил, но уже то, что женщина оказалась главной героиней вестерна, считающегося священной мужской территорией с оружием, погонями и незатейливым юморком, — настоящая победа над стереотипами, правда, не слишком громкая. Феминистскую трактовку главного персонажа создатели сочли излишне футуристической для Дикого Запада и разрешили героине действовать лишь в связке с мужчиной, который и опора, и защита.

Совместные сцены Дэна и Джейн, объясняющие, как они докатились до горького статуса "экс", напоминают вяло текущую мыльную оперу. Герои были слишком молоды и не знали, как окружающий мир может быть жесток. С такими начальными данными у истории должны быть более сложные оттенки, и в скупой, тяжелой жизни на Диком Западе почва для этого есть, но режиссер сознательно избегает углубления сюжета, а характер Джейн, в котором с первых кадров угадываются потенциал и сила, остается нереализованным. Большую часть фильма Джейн выглядит хрупкой и слишком изящной для изрезанных лавовых полей Нью-Мексико конца XIX века. Конечно, суровости солдаток женского отряда смерти из отечественной военной драмы "Батальонъ" от героини Натали Портман никто не ждет, но и салонная элегантность в перчатках здесь ни к чему. Подлый преступник Колин Бишоп, которого играет абсолютно нераспознаваемый Эван Макгрегор с черной метелкой усов над верхней губой, лишен приличествующего злодеям едкого юмора, да и его садизм полета фантазии не обнаруживает.

У сюжета "Джейн берет ружье" есть свой классический вестерн-прародитель с созвучным именем — "Шейн", в свое время номинированный на "Оскар" и занесенный в сотню лучших фильмов. Это кино снял в 1953 году Джордж Стивенс, режиссер легендарный, работавший во время Второй мировой войны с кинохроникой, запечатлевший и встречу на Эльбе, и освобождение узников концлагеря Дахау, а потом утвердивший Элизабет Тейлор в звании королевы Голливуда. В вестерне Стивенса тоже был фермер, живущий на своей земле с семьей, у которого останавливается одинокий стрелок, он-то и помогает в итоге защитить ранчо от преступного захвата. "Шейн" отличался схематичностью характеров, эффектной финальной перестрелкой и столкновением нового и отжившего, "Джейн" наследует лишь сюжетной схеме, обнаруживая пустоту содержания. При всем сочувствии производственным "родовым схваткам" фильма можно констатировать, что бывают картины и скучнее, как, например, любой фильм с Заком Эфроном. Однако в "Джейн берет ружье" есть и еще один жирный плюс — так круто в ковбойской шляпе из актрис нашего времени мало кто смотрится, Натали Портман она чертовски идет.

Вся лента