«Аэрофлот» понизил потолок полетов

Группа сокращает прогнозы по пассажиропотоку

Группа «Аэрофлот» опять снизила свой пятилетний прогноз пассажиропотока. Несмотря на уход с рынка второго по величине перевозчика «Трансаэро» и передачу госкомпании основной части освободившихся прав на полеты по международным направлениям, к 2021 году пассажиропоток группы «Аэрофлот» составит лишь 61,5 млн человек вместо ранее планируемых 65 млн пассажиров.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Группа «Аэрофлот» (включает шесть компаний — «Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Победа», «Аврора» и сам «Аэрофлот») снизила прогноз пассажиропотока к 2021 году, говорится в сообщении компании о результатах заседания совета директоров. Через пять лет объемы перевозок группы составят 61,5 млн человек (по итогам 2015 года — 39,3 млн). В сообщении говорится, что группа достигнет целей стратегии, в том числе, вхождения в топ-5 европейских и топ-20 глобальных авиационных групп по пассажиропотоку и выручке, «в условиях стабилизации экономики». Вывод был сделан на основе анализа текущей ситуации на рынке авиаперевозок.

В мае 2015 года цель группы по пассажиропотоку уже была снижена на 4,3% — с 67,6 млн до 64,7 млн человек. Тогда в «Аэрофлоте» поясняли, что цели обновлены с учетом негативных тенденций на рынке. По данным Росавиации, в январе совокупный пассажиропоток российских авиакомпаний снизился на 6,1% по сравнению с прошлым годом, составив 5,5 млн человек. Источник “Ъ” в совете директоров «Аэрофлота» пояснил, что сейчас рынок стагнирует, дальнейшие темпы роста будут невысокими. Ожидается, что рынок авиаперевозок РФ к 2025 году вырастет всего на 24% и составит 135 млн пассажиров, а основными факторами роста станут восстановление пассажиропотока на международных линиях и рост на внутренних. Для группы источниками роста должны стать сам «Аэрофлот» и лоукостер «Победа».

Заметим, что при прогнозе в 61,5 млн человек достичь целей по вхождение в пятерку крупнейших перевозчиков Европы «Аэрофлот» сможет только в случае провала основных западных конкурентов: их показатели уже сейчас выше планов российской госкомпании на 2021 год. Так, по итогам 2015 года крупнейшим перевозчиком Старого Света стала Lufthansa Group с пассажиропотоком 107,7 млн человек. В пятерку лидеров также вошли ирландский лоукостер Ryanair (101,4 млн человек), Air France—KLM (89,8 млн), группа IAG (включает British Airways и Iberia) с пассажиропотоком 88,3 млн человек и британский лоукостер EasyJet (69,9 млн).

«Аэрофлот» изменил прогноз, несмотря на уход с российского рынка своего основного конкурента «Трансаэро». В виде «компенсации» за участие в санации «Трансаэро» осенью прошлого года «Аэрофлот» получил право использования допусков и коммерческих прав авиакомпании на наиболее прибыльных 56 международных направлениях. Расчетный срок окупаемости затрат — 17 млрд руб.— может составить до шести лет в зависимости от внешних экономических условий и при сохранении за компанией полученных маршрутов. Но еще в середине января глава ФАС России Игорь Артемьев говорил, что осенью ведомство рассмотрит возможность перераспределения переданных «Аэрофлоту» маршрутов «Трансаэро» между другими участниками рынка.

По данным Росавиации о пассажирских перевозках российских авиакомпаний за январь 2016 года, доля группы на отечественном рынке после ухода «Трансаэро» составила 53,5% (по итогам 2015 года этот показатель с учетом иностранных игроков составил 37%, без их учета — 42%).

Елизавета Кузнецова


Россия избавляется от самолетов

Российские авиакомпании в прошлом году сократили парк пассажирских самолетов до минимального уровня за последние десять лет в ответ на падение спроса и кризис в экономике. Эксперты связывают это с уходом с рынка когда-то второй по величине авиакомпании «Трансаэро». Однако и нынешнее число самолетов по-прежнему избыточно для рынка, и аналитики ожидают, что по окончании высокого летнего сезона компаниям, чей бизнес основан на туристических перевозках, придется активно демпинговать или отказаться от части парка. Читайте подробнее

Вся лента