"Наш основной фокус — Россия и страны СНГ"

Блицинтервью

Руководитель "Яндекс.Такси" ТИГРАН ХУДАВЕРДЯН — о запуске в Минске и экспансии в страны ближнего зарубежья.

Руководитель "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян

Фото: Яндекс

— Сколько времени занял у вас процесс подключения к новому городу — от момента решения туда выходить до полноценного запуска?

— Подключить город не очень долго. Минск мы готовили к запуску несколько месяцев, включая предварительное изучение рынка. Основное время было потрачено на приведение сервиса в соответствие с белорусским законодательством.

Самая сложная работа начинается сразу после запуска. Как только начинают поступать заказы, нужно пристально следить за всеми показателями — временем подачи, оценкой и отзывами пользователей, обратной связью от таксопарков и водителей и т. д. Пока заказов нет, невозможно предугадать, что и где нужно поправить. В каждом городе своя специфика, партнеры и т. п.

— В чем же специфика белорусского рынка?

— Рынок Белоруссии не сильно отличается от российского, мы надеемся его наполнить новыми возможностями благодаря мобильным технологиям. Во-первых, у пользователей нет привычки заказывать такси через приложение. Здесь принято звонить на короткий номер телефона, диспетчер подбирает и назначает машину, это длится несколько минут. При этом сам звонок на короткий номер является платным.

Во-вторых, распределение заказов происходит крайне неудобно для водителя и не учитывает фактическое время в пути до клиента. Город делится на районы, чтобы взять заказ в этом районе, нужно записаться в очередь и ждать, пока настанет твой черед. То есть холостой пробег и время простоя очень большие. В "Яндекс.Такси" заказы распределяются на ближайших свободных водителей. Это позволяет существенно сократить холостой пробег до клиента и увеличить количество заказов на одного водителя за смену без дополнительных усилий с его стороны.

— Каковы особенности госрегулирования рынка таксомоторных перевозок в Белоруссии по сравнению с российским?

— Для работы в такси так же нужна лицензия, как и в России. Но в России лицензия выдается на автомобиль, а в Белоруссии — на перевозчика. В Москве автомобиль для получения лицензии должен быть желтым, а в Минске другое требование — на борту машины должна содержаться информация о юридическом названии перевозчика, его номере лицензии и сроке действия. Поэтому таксисты в Минске наклеивают на свои машины магнитные ленты с желтой полосой и необходимыми реквизитами для выполнения работы. Если они хотят поехать по своим делам, а не выполнять заказы, они просто снимают магнитную полосу с машины.

— Существуют ли в Белоруссии требования отдавать властям данные о машинах такси?

— И перевозчики, и диспетчерские регулярно отчитываются перед налоговыми органами и органами статистики в рамках законодательства. Также по закону они должны хранить определенный период информацию о выполненных поездках.

— На Минске экспансия "Яндекс.Такси" за рубеж не остановится. Когда следует ждать выхода на новые рынки? К каким сейчас присматриваетесь?

— Наш основной фокус — Россия и страны СНГ. Это огромный рынок, по размеру больше, чем рынок США.

— Московские таксопарки очень не любят агрегаторов и требуют увеличить ответственность интернет-сервисов по заказу такси — таких, как ваш. Агрегаторы, утверждают таксопарки, фактически субсидируют перевозки пассажиров, что приводит к демпингу. Что вы думаете по этому поводу?

— Это миф, что "московские таксопарки не любят агрегаторов". У нас более 200 партнеров в Москве, и наши бизнесы помогают расти друг другу. Мобильные технологии "Яндекс.Такси" позволяют существенно сократить себестоимость заказа — оптимальное распределение заказов сокращает холостой ход автомобиля и простои водителя, а заказ через приложение снимает большую часть нагрузки с диспетчера. Таким образом нам удается снижать тарифы.

Интервью взял Роман Рожков

Вся лента