Белоруссия боится за МАЗ

Автозавод может потерять российские госсубсидии

Как стало известно "Ъ", в Минске обеспокоены идеей Минпромторга РФ изменить механизм распределения госсубсидий в размере 3 млрд руб. в год для закупок газомоторной техники. Белоруссия опасается, что передача субсидий от регионов автозаводам лишит господдержки МАЗ и другие заводы страны, уже инвестировавшие в разработку техники на газе. Продажи МАЗа в России в прошлом году и так уже упали более чем вдвое, и, по мнению экспертов, новая схема господдержки может только ухудшить положение автозавода.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

На прошлой неделе заместитель главы Совета министров Белоруссии Владимир Семашко направил письмо зампреду правительства РФ Аркадию Дворковичу, в котором просил не менять действующие в России условия госсубсидирования закупок газомоторной техники, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Ранее поддержка шла через софинансирование затрат регионов на закупку техники, но в этом году Минпромторг предложил выделять субсидии напрямую автопроизводителям. Таким образом, по мнению Минска, господдержка будет сосредоточена на российских предприятиях и "негативно повлияет на конкурентоспособность белорусской техники".

В письме господина Семашко, утверждает источник "Ъ", говорится, что в 2015 году с помощью субсидий МАЗу удалось поставить в РФ 76 единиц газомоторной техники на 506,8 млн руб. На субсидии и в прошлом году, и в этом всего выделено по 3 млрд руб. Информации о том, сколько машин всего было реализовано через субсидии в 2015 году, Минпромторг не дает, но ожидаемый эффект от меры в этом году — 1,7 тыс. проданных машин. То есть МАЗ претендовал примерно на 5% госсубсидий. Остальная часть доставалась преимущественно группе ГАЗ, КамАЗу и "Волгабасу". По данным "Автостата", в целом продажи МАЗа в РФ в 2015 году сократились на 54%, до 3,6 тыс. грузовиков, доля бренда сократилась на 1,8 процентного пункта, до 6%.

Как пояснил "Ъ" один из источников на рынке, сейчас изменения в постановление правительства о субсидиях находятся на стадии межведомственного обсуждения. При этом в Минэкономики информация о намерениях Минпромторга не поступала, представитель господина Дворковича, Минфин и Минпромторг не ответили на запрос "Ъ". Собеседник "Ъ" поясняет, что изменение механизма упростит "сложный и долгий механизм" выделения средств. На прошлой неделе заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов заявлял, что правительство планирует направить средства в регионы к середине 2015 года.

Между тем в письме господину Дворковичу, по данным "Ъ", Минск апеллирует к тесному сотрудничеству с "Газпромом", упоминая протокол о намерениях "расширения использования продукции и технологий предприятий Белоруссии для "Газпрома"". В документе говорится, что МАЗ, Минский тракторный завод и БелАЗ разработали технику, работающую на газе, на это потрачены "значительные финансовые средства". Ссылаясь на эти инвестиции, Владимир Семашко просит "обеспечить равные условия" для российских и белорусских предприятий. Впрочем, в этом году "Газпром" объявил о планах закупить около 1,5 тыс. единиц газомоторной техники на более чем 6 млрд руб. Глава концерна Алексей Миллер заявлял, что в 2015 году компания закупила 1,2 тыс. газомоторных автомобилей, основными поставщиками были КамАЗ и группа ГАЗ, а в этом году "Газпром" собирается увеличить объем закупок у ГАЗа. Вчера в компании не раскрыли планов по закупке техники у МАЗа. Но если новый механизм распределения субсидий будет одобрен, на субсидии смогут претендовать не только муниципальные предприятия, как сейчас, но и другие компании, пояснил "Ъ" источник на рынке.

Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что МАЗ уже в прошлом году терял позиции в РФ — на ключевом для завода рынке, и заводу важно их восстановить, поскольку емкость внутреннего рынка Белоруссии несопоставима. При появлении ценовых преимуществ у российских игроков МАЗу станет, очевидно, сложнее конкурировать, замечает он, тогда как для российских игроков важны любые дополнительные продажи на фоне недозагрузки предприятий.

Яна Циноева

Вся лента