Польша обиделась за «Энигму»

Власти страны считают, что в истории замалчивается роль польских дешифровальщиков

Польские дипломаты за рубежом начали массированную кампанию по разоблачению того, что они называют искажением одной из самых знаменитых шпионских историй Второй мировой войны — работы группы математиков и дешифровальщиков над взломом германской шифровальной машины «Энигма».

Фото: AP / Matt Dunham

О работе сверхсекретной группы по взлому германской шифровальной машины «Энигма» в Британии во время Второй мировой войны написаны десятки книг и сняты несколько фильмов. Выход на экраны последнего из них — «Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербэтчем в роли гениального, но несчастного ученого-математика Алана Тьюринга, собственно, и спровоцировало поляков на неожиданное дипломатическое наступление.

Как сообщали The Washington Post, The Independent и The Daily Mail, польские власти запустили собственную выставку-проект: «Энигма: дешифровка победы». Судя по всему, центром программы стало польское посольство в Вашингтоне. По словам заместителя главы польской миссии в США посланника-советника Мацея Писарского, задача выставки, которая уже открылась в рамках годового собрания Американской ассоциации за развитие наук,— «заполнить пропуски, исправить ошибки», которыми полон фильм и вся предыдущая история взлома «Энигмы».

По польской версии развития событий, главную роль во всей этой истории сыграли математики, работавшие на Бюро шифров при генеральном штабе Польши, которые еще в 1932 году спокойно читали послания, зашифрованные машиной. Польская выставка и польские ученые, впрочем, обходят стороной вопрос, почему дешифровальщики в конце концов перестали понимать машину, объясняя это постоянным процессом усложнения аппарата.

По той же польской версии, уже после начала войны все те же дешифровальщики объяснили своим британским и французским коллегам способ работы машины и принимали активное участие в работе группы Тьюринга. Именно польские сотрудники Тьюринга и взломали в конце концов шифр, что и помогло (это уже всеми принятая версия) сохранить миллионы жизней и сократить войну как минимум на два года.

По словам доктора Гражины Зебровской, советника по науке посольства Польши в Вашингтоне, в ее стране фильм «Игры в имитацию» был воспринят не очень тепло, поскольку в Польше едва ли не с детства все знают, кто на самом деле раскрыл тайну «Энигмы». «Можно было слышать вполне ощутимый вздох в зале, когда выяснялось, что польское участие в фильме сведено буквально до одной строки»,— цитирует ее The Daily Telegraph.

Филипп Ночевка

Вся лента