Правила игры

с информацией в интернете изучал корреспондент отдела "Потребительский рынок" Роман Рожков

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

1 января в России начало действовать так называемое право на забвение, позволяющее гражданам РФ требовать от интернет-поисковиков удаления "недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением закона" персональной информации. В "Яндексе" и Mail.ru Group уже получают заявки на блокировку ссылок, правда, их пока немного. С момента подачи жалобы у компаний есть десять дней, чтобы принять решение о прекращении выдачи данных.

Но не все граждане, которые уже воспользовались "правом на забвение", изучили механизм его реализации. 10 января на редакционный e-mail поступило письмо, в котором наш читатель из Кемерово попросил внести изменения "в матерьяльчик от 2001 года в свези со вступлением права на забвение" (авторская орфография сохранена). Оказалось, речь идет о публикации в "Ъ" в 2001 году о том, что в Кемерово ранее судимый за кражу захватил в заложники водителя такси. Далее, угрожая тому пистолетом, приехал с ним в аэропорт и сначала потребовал от властей "самолет и $50 тыс.", а потом "вертолет, наркотики и оружие". Однако по итогам переговоров с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым несостоявшийся "террорист" сдался. Свои действия нарушитель объяснял тем, что накануне у него угнали автомобиль. В милиции же не стали принимать его заявление об угоне, а избили, после чего у гражданина пропала $1 тыс. "Чтобы отомстить, он и совершил такие действия",— объяснял потом губернатор.

Эта история напомнила фильм 1993 года "С меня хватит" с Майклом Дугласом в главной роли. Его герой также начинает бунтовать, правда, на фоне семейной драмы, и в конце его расстрелял полицейский. В этом смысле нашему герою повезло, хотя неясно, был ли он осужден и на какой срок. И уже в 2007 году, по данным Kartoteka.ru, автор письма начал заниматься бизнесом, торговал одеждой. В 2013 году он был исключен Росфинмониторингом из перечня организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Так что желание реализовать "право на забвение" понятно: бизнесмену нужно "обелить" репутацию.

Однако еще в ходе доработки законопроекта было решено не распространять "право на забвение" на средства массовой информации. То есть удалить нелестную или "неактуальную" статью из онлайн-версии газеты гражданин не вправе. "Яндекс" и Google не обязаны удалять ссылки на сообщения об уголовно наказуемых деяниях, "пока не истекут сроки привлечения к ответственности, или о совершении преступления, по которому не снята или не погашена судимость". И пока заявитель не предъявит поисковикам соответствующие документы, любой желающий может "нагуглить" его историю.

Вся лента