«Проблема с исполнением региональных бюджетов никуда не исчезает»

Минтранс предлагает отменить транспортный налог для большегрузов

Тяжелые грузовики освободят от транспортного налога. Законопроект разрабатывает Минтранс. Документ должен быть готов уже к весне. С ноября владельцы большегрузов платят новый сбор — 1,5 руб. за каждый километр, пройденный по федеральным трассам. Многие из них считают, что это несправедливо. Не раз дальнобойщики выходили на акции протеста против системы «Платон», через которую проводятся эти платежи. В ходе ежегодной пресс-конференции Владимир Путин дал поручение правительству разобраться с этой ситуацией.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

«За километраж для большегрузных машин платят в очень многих странах мира, в Белоруссии — в семь раз больше, чем предложено в России. Но все равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог. Не отменили, кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональные бюджеты. Хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в начале года это сделает», — заявил Путин.

Размер транспортного налога зависит от мощности двигателя и региона, в котором зарегистрирован автомобиль. По мнению экспертов, отмена этого сбора повысит конкурентоспособность российских предпринимателей и поможет им выйти на зарубежные рынки. Действительно, этот шаг можно только приветствовать, отметил директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Андрей Попов.

«Инициатива правильная, так как в данный момент у нас действуют, по сути, три сбора для участников рынка — это транспортный налог, это топливный акциз и сбор в счет компенсации вреда, наносимого данным типом подвижного состава. И, конечно, логично, что один из этих сборов будет отменен. Транспортный налог — 35-45 тыс. руб. ежегодно. Эта сумма эквивалентна двухмесячной плате за транспортное средство, которое работает по федеральным трассам», — пояснил Попов «Коммерсантъ FM».

По данным ФНС, в прошлом году транспортный налог принес в бюджет около 120 млрд руб. Три четверти этой суммы было собрано с физических лиц. Если владельцы большегрузов будут освобождены от его уплаты, регионы лишатся 7% от своих дорожных фондов, а это негативно отразится на качестве дорог, заявил заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Арсений Мамедов.

«Новый сбор зачисляется в федеральный бюджет, транспортный налог полностью зачисляется в региональные бюджеты. Возникает дисбаланс, как мы будем это компенсировать? Как мы все знаем, проблемы с исполнением региональных бюджетов никуда не исчезают. Ощущение таких временных решений: в рамках налогового маневра с Нового года снизили акцизы на нефтепродукты, ставки, полностью передали акцизы на региональный уровень. Возникла определенная дыра в Федеральном дорожном фонде. Соответственно, мы ее вроде бы пытаемся закрыть новым сбором, при этом пытаемся отменить транспортный налог, который в региональный дорожный фонд зачисляется», — недоумевает Мамедов.

По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, для индивидуальных предпринимателей, выполняющих перевозки грузов, будет также создана специальная система патентов. Она снизит финансовую нагрузку на бизнес.

Анастасия Ройзман

Вся лента