Российские авиакомпании уходят в штопор

В ноябре перевозки упали на 11,8%

Российские авиакомпании продолжают снижать объемы перевозок. За 11 месяцев они упали незначительно — на 0,4%. Но ноябрьская статистика, уже не учитывающая деятельность прекратившей полеты «Трансаэро», показала сокращение пассажиропотока на 11,8%, причем рост на внутренних линиях оказался минимальным, а падение на международных впервые за последние два года достигло почти 30%.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Росавиация представила результаты работы 35 крупнейших российских авиакомпаний за 11 месяцев. Перевозчики вновь получили отрицательный результат. За указанный период авиакомпании обслужили 86,5 млн человек, что на 0,4% меньше аналогичного периода прошлого года. Занятость кресел снизилась на 0,2% до 80,4%, а пассажирооборот — на 5,1%, до 224 млрд пассажиро-километров. При этом пассажиропоток по-прежнему распределился в пользу внутренних авиалиний. За 11 месяцев показатель вырос на 14,5%, до 48,9 млн человек, а на международных рейсах упал на 14,5%. В первой пятерке авиакомпаний (на них приходится 61,4% в общей доле рынка) пассажиропоток удалось нарастить «Аэрофлоту» — на 10,7%, S7 — на 2,6%, «Уральским авиалиниям» — на 6,3%. Показатель «ЮТэйр» упал на 35,6%, «Трансаэро» — на 9,7%.

Статистика за ноябрь впервые не учитывает данные «Трансаэро», прекратившей полеты 26 октября. В результате в ноябре пассажиропоток упал на 11,8%, до 5,6 млн человек. Падение на международных маршрутах впервые достигло 28,4% — за ноябрь компании обслужили в этом сегменте только 2,1 млн человек. На внутренних линиях рост оказался минимальным — 3,1%, до 3,4 млн человек. Лидером перевозок за ноябрь стал «Аэрофлот», который перевез на 11,5% больше пассажиров, чем в ноябре 2014 года, чуть более 2 млн человек. Причем авиакомпания стала единственной в первой пятерке, которая смогла показать положительный результат на международных линиях, нарастив пассажиропоток на 5,7%, до 1 млн человек. В ноябре число перевезенных пассажиров смогли также увеличить S7 — на 0,9%, до 583 тыс. человек, и «Уральские авиалинии» — на 6,5%, до 362 тыс. «ЮТэйр» сократила пассажиропоток на 20,1%. Но все три авиакомпании снизили показатель на международных линиях. В первую пятерку впервые вошел дочерний лоукостер «Аэрофлота» — «Победа»: в ноябре компания обслужила 293 тыс. человек.

По прогнозам главы Минтранса Максима Соколова, «объем авиаперевозок в 2015 году останется на уровне 2014 года — 93–94 млн человек»,— сказал он в среду в эфире телеканала «Россия 24». По его словам, на результатах скажется «потеря таких направлений, как Украина, Египет, Турция, и второй по объему перевозок авиакомпании “Трансаэро”».

Елизавета Кузнецова


Почему регионам подрежут крылья

Программа субсидирования межрегиональных авиаперевозок будет сокращена. В 2016 году субсидии распространятся только на 108 маршрутов, и вместо 23 авиакомпаний участие в проекте примут только 18. Читайте подробнее

Аэродромы подскока к бюджету

Как выяснил «Ъ», в ноябре московские аэропорты не поддержали альтернативных вариантов развития своей аэродромной инфраструктуры с привлечением внебюджетных источников. Операторы аэропортов готовы развивать аэродромы лишь при наличии серьезной господдержки — в частности, субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым на 20-30 лет в госбанках. В противном случае, по их мнению, возникает риск резкого увеличения тарифов на аэропортовые услуги. Читайте подробнее

Вся лента