От деревянного зодчества до неоготики

Датой основания Курска официально считается 1032 год. Конечно, с того времени не осталось архитектурных сооружений, поэтому достоверно узнать, как выглядел город, невозможно. Многочисленные войны и политические вехи стерли с лица Земли десятки, а то и сотни уникальных зданий. Однако некоторые из них, начиная с XVII века, чудом сохранились и сейчас являются охраняемыми памятниками истории и архитектуры.

Гражданская архитектура XVII века

Дом купца Хлопонина (палаты бояр Ромодановских) – самое старинное и загадочное строение в Курске. Оно появилось ориентировочно в 1649-1680 годах на высоком берегу реки Кур, около Троицкой церкви, сейчас это улица Пионеров. До сих пор неизвестно, кто был архитектором дома и первым владельцем. Сопровождают его и другие легенды: о подземных ходах, тайниках, о заточении Степана Разина, но самая распространенная – о том, что дом этот принадлежал боярам Ромодановским. Многие из этих легенд уже развенчаны, но они создают особую чарующую атмосферу необычного дома, привлекая туристов.

События Октябрьской революции внесли свои коррективы: здание оказалось заброшенным, и в итоге его передали губернскому музею, который из-за отсутствия средств стал сдавать дом в аренду.

До Великой Отечественной войны здесь размещались областной Дом туристов, музей, читальный зал, редакция детской газеты и даже общежитие. Потом палаты использовались как склад, пустовали, разорялись, и только после реставрации в начале 90-х годов на первом и втором этажах здания разместился Курский областной государственный музей археологии, который находится здесь и по сей день.

Само здание – интересный пример каменной гражданской архитектуры XVII века. Дом напоминает терем: треугольное крыльцо с полукруглыми арками примыкает к главному фасаду и образует башенку мансардного типа на третьем этаже. Снаружи дом окрашен в насыщенно бордовый цвет, а детали архитектурного декора выделены белым. Интересно, что здание асимметричное – левая сторона длиннее и шире, чем правая, отчего дом имеет своеобразный колорит.

Неудивительно, что дом купца Хлопонина спустя уже два столетия находится в хорошем состоянии: он построен из крупного кирпича на известковом растворе, эта смесь до сих пор считается самой крепкой и долговечной. Кладка скреплена железными прутьями. Толщина стен достигает 90 сантиметров, отчего внутри всегда прохладно. Конечно, со временем дом лишился некоторых черт: дверей и железных ставен, большинства металлических решеток, частично – перекрытий между первым и вторым этажом и потайной лестницы за одной из стен.

Эклектика

Здание Дворянского собрания, расположенное по адресу улица Сонина, 4, – еще один памятник архитектуры федерального значения. Оно построено в 1877 году и выполнено в стиле эклектики, фасад украшен мелкими деталями различных архитектурных направлений: русты, пилястры, арки, притолоки, лепнина, благодаря которым до сих пор чарует курян и гостей города.

Для конца XIX века, когда было построено здание Дворянского собрания, оно было грандиозным. Роскошные фасады выложены кирпичом с расшивкой, то есть идеально ровными рядами, чтобы не скрыть такое величие, стены не штукатурились. Внутренний зал мог вместить до 2 тыс. человек. На третьем этаже размещался пансионат для дворянских детей.

Кстати, эклектика и положила начало архитектурному направлению модерн. Поэтому здание Дворянского собрания – это отличный образец, характеризующий историю архитектуры России. Добавим, что дом за свою историю дважды горел, при этом внешний облик его остался прежним.

Здание построено на средства курского дворянства. К сожалению, автор проекта неизвестен, зато архивные документы хранят остальные памятные моменты его существования.

Первый пожар случился в 1892 году. После восстановления здание стало еще прекраснее, чем прежде. На второй этаж вела мраморная лестница с двумя бронзовыми светильниками в виде женских фигур. Главный зал украшен лепниной, а большой балкон поддерживали фигуры кариатид. На стенах висели портреты участников Отечественной войны 1812 года, доска с выгравированными именами курян, участвовавших в обороне Севастополя (1855 год) и в Крымской войне. Тут проходили концерты, пели Федор Шаляпин и Надежда Плевицкая, ставились спектакли, иногда обсуждали свои дела дворяне.

В 1809 году в Большом зале установили бронзовый памятник императору Александру III. На открытие приезжал сам действующий император Николай II. После Октябрьской революции здание Дворянского собрания переименовали. Теперь это был Рабочий дворец, а Большой зал – зал Маркса и Энгельса. Здесь выступали Лев Троцкий, Николай Бухарин, Михаил Калинин. В 20-х годах, когда здание уже было переименовано в Клуб железнодорожников, со своими поэтическими произведениями здесь бывали Владимир Маяковский и Николай Асеев.

Во время Великой Отечественной войны при отступлении оккупанты подожгли Рабочий дворец. Реконструировали его в начале 60-х годов на средства Министерства обороны. При этом фасад здания максимально сохранили, а внутреннее убранство стало более сдержанным. Здесь разместился гарнизонный Дом офицеров. Здание стало своеобразным культурным центром города: в нем проводились концерты, показывались фильмы, организовывались совещания. В остальных комнатах работали кружки по интересам, тренировались спортсмены. Тут же разместился музей Курской битвы.

С 2012 года здание передали на баланс Курской государственной филармонии, после реконструкции здесь планируют разместить концертную площадку. Ремонтные работы по плану должны завершиться к концу текущего года, всего же администрация Курской области планирует потратить на реконструкцию более 500 млн руб.

Еще один пример эклектики в курской архитектуре – здание, в котором с 1965 года и до настоящего времени располагается Курский театр кукол на улице Радищева, 2. В конце XIX века здесь находилась частная женская гимназия госпожи Красовской. За двадцать лет гимназия дала среднее образование более 600 девушкам из состоятельных семей. Кирпичное здание эклектичной архитектуры с вычурным карнизом, увенчанное своеобразной короной, располагалось в самом центре Курска позапрошлого столетия. Из-за того, что здание будто изогнулось по крутой улице, его правая половина имеет два этажа, а левая – три. Чуть ниже после него находилось полицейское управление, окна же выходили на церковь. Стоит сказать, что после революции здесь размещалось губернское земельное управление, потом средняя школа №4.

Неоготика

Курск может гордиться наличием столь большого количества сохранившихся архитектурных объектов религиозного назначения: более 40 церквей и часовен. А римско-католический костел Успения Божией Матери и вовсе единственный в своем роде в ЦФО.

В середине XIX века польское правительство после восстания сослало 45 тыс. человек в глубь России, часть из них поселилась в Курске. После долгих прошений католических семей в 1892 году началось возведение Римско-католического храма. Здание построили в неоготическом стиле с двумя высокими острыми башнями, стены и крыльцо храма украшали 27 позолоченных крестов, икона Успения Богородицы, выложенная из мозаики, над входом – круглая розетка-декор, а также розетки в виде трехлистников, оформленные цветным стеклом. Внутренние своды костела были расписаны, в два ряда стояли массивные скамьи, украшенные резьбой, а у главного алтаря находились статуи Девы Марии и апостолов, и на все это падали цветные блики из окон-витражей. В 30-х годах XX столетия в этом костеле венчался известный польский художник Казимир Малевич. Длительное время он проживал в нашем городе. Также примечателен еще один факт: наш город и приход регулярно, с 1928 по 1930 годы, посещала блаженная Болеслава Лямент, основательница конгрегации сестер-миссионерок Святого Семейства. Реликварий с частицей мощей блаженной находится и сейчас в костеле.

Внешний облик храма и сейчас похож на прежний. В курском костеле и сегодня постоянно проходят концерты органной музыки. Когда двери в храме закрываются, а тишину прерывает звучание одного из древнейших музыкальных инструментов, кажется, что время замирает.

Народное зодчество

Чем однозначно может похвастаться Курская область, так это наличием единственной в Черноземье водяной мельницы, которой уже 154 года. Уникально строение еще и тем, что держится оно без единого гвоздя. Находится мельница в селе Красниково Пристенского района. По всей России остались считанные единицы таких долгожительниц. Но ни одна из них не может сравниться по возрасту с этой мельницей, построенной еще в 1861 году.

До революционных событий начала прошлого века владельцем мельницы был поляк Фома Титянец. Дом его семьи стоял совсем неподалеку, однако после Гражданской войны Титянец забрал семью и уехал. Мельницу передали в собственность колхозу «40 лет Октября». Ежедневно она молола до 40 т зерна и кормила близлежащие села и города.

Как ни удивительно, но даже после появления электрических мельниц, спустя годы революций, войн и мирного времени мельница по-прежнему работала хорошо.

На Руси мельницы неизменно окутывали легенды. И красивые, и страшные. Считалось, например, что скрип жерновов притягивает нечисть, и чтобы противостоять ей, требовался сторож, точнее «вечный страж». В мрачные предания в Красникове не верят. Но русалок на образовавшемся перед плотиной пруду, говорят, видели не раз. В их существование едва не поверили самые упрямые скептики, когда в 1980 году водоем спустили для очистки. Ровно посередине обнажился остов старинной беседки. Понятно, что барское наследство, но именно на этом месте, по слухам, чаще всего били по воде огромные чешуйчатые хвосты.

В 2003 году мельницу признали памятником истории и культуры федерального значения. А в 2010 году по инициативе администрации Курской области началась ее реконструкция, на которую было выделено 4,7 млн руб. Сейчас мельница находится в отличном состоянии, правда, зерно не мелет. Уже год как тут разместился филиал областного краеведческого музея. Кроме того, теперь это излюбленное место для отдыха местных жителей и туристов: к мельнице проложен новый асфальт, установлены лавочки и беседки, расчищен вход для купания, а вода в реке до сих пор такая же прозрачная, как полтора столетия назад.

Модерн

Пример стиля модерн в курской архитектуре – здание Курской государственной филармонии на площади Перекальского, 1, оно было построено еще в 1913 году для Народного дома. После реконструкции в 1925 году здесь размещались клуб, музей имени Ленина, позже – драматический театр имени А.С.Пушкина. Это двухэтажное здание из красного кирпича в стиле модерн. Над центральным входом арочного вида размещен полукруглый балкон с коваными перилами. Изначально зрительный зал состоял из двух ярусов с ложами амфитеатром и вмещал до 800 зрителей. После того как для драмтеатра построили новое помещение, здесь разместилась Курская государственная филармония.

Конечно, к 2006 году здание преобразили: для улучшения акустики пол, ложи, балкон облицевали деревом, установили не поглощающие звук кресла. Количество мест в зрительном зале сократилось до 500, зато сцена расширилась на полтора метра вперед. Появились новая звукоусилительная аппаратура и звуковая студия, хореографический класс, костюмерная. Преобразились фойе и буфет. А хрустальная люстра в одном из фойе и вовсе изготовлена на заказ в Чехии.

Индустриальная строгость советской архитектуры

Курск характеризует не только старинная архитектура, но и более новые строения, например, здание Курского государственного драматического театра им. А.С.Пушкина, расположенное между улицами Ленина и Радищева. Его построили в 1983 году по проекту работников Московского центрального научно-исследовательского и проектного института жилых и общественных зданий.

Крышу двухъярусного фасада венчает восьмиметровая бронзовая скульптура богини победы Ники, она как будто протягивает городу пальмовую ветвь – символ мира. По обеим сторонам от скульптуры стоят две белые театральные маски. Даже по фасаду здания можно понять, что зрительный зал театра внушительных размеров, он вмещает до 1 тыс. человек. Внутренняя декоративная отделка также интересна: стены облицованы плиткой из фильзита – армянского камня с узором. Фойе освещает почти 400 уникальных люстр, сделанных на заказ.

Память в бронзе

Уникальную атмосферу Курска создает не только архитектура, но и памятники.

Десять лет назад в маленьком сквере на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев был установлен памятник известному писателю, почетному гражданину Курска Евгению Носову. Проект выбрали в результате конкурса, лучшим стал авторский коллектив под руководством местного скульптора Владимира Бартенева.

Евгений Иванович изображен сидящим, будто прислонившись к плетню, рядом наброски его рукописей, а за спиной притаились птицы. Носов был крайне чувствительным человеком, жалел пернатых и даже на своей могиле просил написать: «Покормите птиц». Кстати, место для памятника выбрано не случайно. Рядом родной дом. А по дороге Евгений Носов спускался к реке Тускарь порыбачить. Рядом и сквер, где писатель любил посидеть, подумать, понаблюдать за текущей вокруг жизнью, за суетой божьих птах.

Евгений Носов, еще будучи школьником, отправился на фронт, повзрослев, он работал журналистом в различных изданиях. Свою творческую жизнь он посвятил тому, чтобы ужасы Великой Отечественной войны не забылись, а наши сограждане помнили подвиг, совершенный советским народом.

В своих произведениях Носов рассказывал о простых русских людях, благодаря которым была одержана Великая Победа, поднялась страна после тотальных разрушений. Не скрывая, писатель сожалел о пустеющих деревнях. Отличало Евгения Носова то, что он всегда писал правду, несмотря на жесткую цензуру того времени.

Невозможно забыть и народного художника России, заслуженного деятеля искусств РФ Вячеслава Клыкова. Именно ему принадлежат проекты памятников князю Александру Невскому в Курске, преподобному Серафиму Саровскому в Коренной пустыни, звонницы на Прохоровском поле, памятники Великому князю Владимиру (Белгород), Сергию Радонежскому (Воронеж), маршалу Жукову (Москва), Кириллу и Мефодию (Москва), Пушкину (Тирасполь), Батюшкову (Вологда) и десятки других.

Вячеслав Клыков был не только творческим человеком, но и общественным деятелем, он возглавлял Всероссийское русское движение, Международный фонд славянской письменности и культуры. Клыков ратовал за то, чтобы День славянской письменности и культуры стал государственным праздником и чтобы в Россию начали привозить Благодатный огонь из Иерусалима.

В 2007 году, спустя год после смерти Клыкова, его именем был назван проспект в Юго-Западном микрорайоне Курска, а в сквере установлен памятник в его честь. Кстати, автор памятника – сын архитектора Андрей Клыков. Вячеслав изображен сидящим со скрещенными руками на постаменте уменьшенной копии звонницы, которая установлена на Прохоровском поле.

Вся лента