Храни вас Vuitton

Натела Поцхверия об исторической выставке дома в Гран-Пале

С погодой не повезло. Моросит. Вот уже десять минут на задворках Парижа я ищу нужный дом, пока наконец охранник не объясняет, что надо пройти внутрь через защищенную со всех сторон проходную. Но прежде бдительно уточняет: "А что именно вы ищете, мадемуазель?" — "Архивы Louis Vuitton, сегодня их откроют для меня".

Скрывать не буду, я представляла себе нечто столь же аристократичное и роскошно обставленное, как семейный дом Вюиттонов в Аньере, где меня когда-то поили кофе из серебряного кофейника. А тут бетонные здания, прячущиеся за высокими заборами с колючей проволокой (интересно, идет ли по ней ток?).

Разве те самые расчудесные "архивы", в которых черпал вдохновение когда-то Марк Джейкобс, а теперь Никола Жескьер, могут выглядеть так, прямо скажем, сурово?

Внутри картина меняется не сильно. Прохладное помещение, похожее на ангар, и огромные железные стеллажи. Но стоит только начать заглядывать в ящики, как окружающая действительность перестает существовать — становится невероятно интересно выискивать знакомые аксессуары или платья разных лет и угадывать, на что вдохновил дизайнеров тот или иной предмет из огромной коллекции антиквариата, принадлежащей Гастону-Луи Вюиттону. Почти каждая находка вызывает детский восторг и иногда даже мурашки. Реестр в кожаном переплете с монограммами, в котором от руки аккуратным почерком с вензелями выведено "Великий Князь Кирилл, Санкт-Петербург, 1903" и еще добрая сотня громких фамилий: Орловы, Гагарины, Белосельские, Лобановы-Ростовские, Трубецкие,— вся русская аристократия педантично занесена в каталог и продолжает жить здесь, на клиентских карточках с эскизами вензелей и гербов. И не только русская, кстати. В книгах можно найти имена королевских особ (например, чемоданчик для куклы английской королевы Елизаветы — тех времен, когда она еще не была королевой, разумеется). Или сундуки Жанны Ланвен, дизайнера и основательницы дома Lanvin.

Волнующий момент — находить на полках те самые сундуки с узнаваемыми вензелями. Потрепанные жизнью, истертые и уставшие от путешествий. Компания ищет их по всему миру, выкупая на аукционах или у частных владельцев.

В архивы я попала, что называется, "по блату" — поездку организовала пресс-служба компании Louis Vuitton. Пройти туда просто так, по желанию — невозможно.

Но начиная с 4 декабря окунуться в архивы Louis Vuitton сможет каждый, кто окажется в Париже. В знаменитом парижском Гран-Пале открылась выставка Volez, Voguez, Voyagez, призванная рассказать о путешествиях и путешественниках, сыгравших важную роль в развитии компании Louis Vuitton с самого дня основания в 1854 году.

Выставка грандиозная. 1100 предметов из архивов — карточки, эскизы, письма, старинные рекламные кампании, фотографии, инструменты для работы и, конечно, сундуки. Во время моего визита вовсю шла подготовка к транспортировке экспонатов и к самой экспозиции. Сундуки должны быть приоткрыты, чтобы посетители видели внутренности. Для этого нужны специальные кронштейны, механизмы и приспособления — их-то и придумывали сотрудники архивов во время моего визита.

Девять залов — каждый посвящен отдельной теме. Первый рассказывает о сундуке для путешественников, созданном в 1906 году. Второй посвящен дереву и истории дома. Третий зал — классические сундуки, формы, материалы и замки. Зал номер четыре — яхты, круизы, автомобили, поезда. Зал номер пять — все, что касается письма и документов. Зал шесть — искусство в доме Louis Vuitton. Зал семь — необычные сундуки из личной антикварной коллекции Гастона-Луи Вюиттона. В восьмом зале соединятся красота и мода: багаж известных людей, кофры и чемоданы для перевозки духов, парфюма; сундуки элегантных мира сего. Последний зал, девятый, музыкальный салон — специальные заказы, которые получал дом. Такую схему придумал куратор выставки — Оливье Сайяр, директор парижского городского музея моды Palais Galleria. Он долгое время изучал архивы и выбирал те предметы, которые достойны экспозиции. Сценография выставки стала зоной ответственности Роберта Карсена, режиссера и художника-постановщика спектаклей "Ла Скала", Парижской оперы и Лондонской королевской оперы.

Выставка продлится до 21 февраля. И если вы окажетесь в Париже в это время, обязательно загляните в Гран-Пале. Ведь, скорее всего, другой возможности увидеть архивы вам не выпадет.

Вся лента