Протест с большой дороги

Дальнобойщики показали, что могут быть силой, считает Никита Аронов

Недовольные дальнобойщики будоражат страну уже третью неделю. "Огонек" пригляделся к особенностям шоферского бунта

Никита Аронов

Протест водителей фур стал для многих сюрпризом. Неожиданно выяснилось: эти профессиональные одиночки способны на массовые и хорошо организованные акции. А индивидуализм дальнобойщиков — чистая видимость. Простой, но характерный пример: в каждой фуре на трассе постоянно работает рация. В пути шоферы общаются в режиме чата, предупреждая друг друга о препятствиях, гаишных засадах, если надо, то просят о помощи.

Навыки самоорганизации, помноженные на возможности социальных сетей, позволили дальнобойщикам провести 11 ноября небывало масштабную всероссийскую акцию против введения платы за проезд по дорогам с большегрузных машин. С тех пор протесты продолжаются в десятках регионов: от Пскова до Читы, от Карелии до Дагестана.

Единого плана у их участников нет: налицо творчество масс. Одни бастуют, отказываясь выполнять заказы, из-за чего стоимость перевозок по отдельным направлениям резко взлетает. Другие пикетируют офисы "Платона" — сервиса по сбору денег. В Петербурге пригнали колонну грузовиков к Смольному. В Екатеринбурге два часа перекрывали Тюменский тракт, переходя магистраль туда и обратно по нерегулируемому пешеходному переходу, что привело даже к небольшой потасовке с полицией. Но любимая тактика — "Улитка", когда сотни фур организованно едут по трассе со скоростью 5-10 км/ч. А 30 ноября дальнобойщики из Дагестана, Петербурга и еще 15 регионов обещали устроить поход на Москву и перекрыть МКАД.

Большинство протестующих — индивидуальные предприниматели с одним грузовиком в собственности. По ним новый сбор и штрафы за его неуплату бьют больнее всего. Почти все участвуют в протестах впервые. Это видно по кривеньким, нарисованным баллончиком транспарантам. Иногда лозунги, например "Нет Платону!", пишут просто по грязи, покрывающей борта фур. Но опыт приходит прямо на глазах. К тому же сочувствующие дальнобойщикам IT-специалисты создали для водителей удобный сайт, чтобы координировать протесты. На местном уровне к протестам пытаются подключиться и активисты из политической оппозиции, но тон задают не они.

Но главное, власти явно идут на уступки. Сначала сбор за повреждение дорог решили снизить в два с лишним раза на первое время. А 24 ноября сразу почти в 100 раз уменьшили и штрафы для владельцев фур за неоплаченный проезд. Ни оппозиционеры с политическими требованиями, ни врачи и учителя с требованиями экономическими подобных встречных шагов добиться до сих пор не смогли.

Вся лента