Двадцать лидеров — десятки проблем

В России подвели итоги саммита G20

Прошедший в этом году в Анталье саммит «Группы двадцати» запомнился в основном обсуждением и осуждением террористических атак в Париже. Тем не менее при подготовке к встрече лидеров была проведена большая работа по основной тематике этого международного форума — экономике. Среди наиболее интересных тем — борьба против глобальных налоговых уклонистов, безработица среди молодежи и провал реформы МВФ. На брифинге в Министерстве иностранных дел России российский шерпа (доверенное лицо главы страны) в G20 Светлана Лукаш кратко суммировала итоги встречи.

Российский шерпа в G20 Светлана Лукаш

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Нынешний саммит стал десятым с 2008 года, когда существовавший с 1999 года формат G20 был поднят на уровень лидеров государств мировым финансовым кризисом. Свой юбилей, как отметила Светлана Лукаш, обновленная «двадцатка» встретила в состоянии нового кризиса, связанного уже с террористической угрозой, войной в Сирии и массовым исходом беженцев из региона Ближнего Востока. Реагируя на эти события, главы государств приняли отдельное заявление по борьбе с терроризмом, в котором согласовали меры противостояния этой угрозе. В частности, решено было максимально широким образом противодействовать финансированию терроризма, начиная от борьбы с нелегальной торговлей нефтью до пресечения частных переводов в адрес боевиков.

Тем не менее большую часть итогов все-таки составили традиционные вопросы «Группы двадцати», а именно ускорение глобального развития, обеспечение устойчивого экономического роста, борьба с бедностью и неравенством. «В прошлом году G20 приняла национальные стратегии роста, которые призваны увеличить глобальный ВВП на 2% по сравнению с предсказанными уровнями на 2% к 2018 году. В этом году они были обновлены с учетом текущих реалий… потому что прогнозы, к сожалению, остаются достаточно неутешительными. МВФ прогнозирует рост на уровне 3,1%, ОЭСР — 2,9%»,— отметила Светлана Лукаш. Президент РФ Владимир Путин, по словам шерпы, заявил об адаптации России к «изменившимся условиям», в которых оказалась экономика страны в начале года, и в 2016 году ожидается «небольшой рост».

Странам «двадцатки» так и не удалось в этом году завершить один из своих главных проектов: предложенную в 2010 году реформу Международного валютного фонда (МВФ). Благодаря ей голоса в организации должны быть перераспределены от развитых к развивающимся странам. Президент США Барак Обама поддержал реформу, но республиканцы в Конгрессе отказались ее ратифицировать. По словам шерпы, «есть серьезные надежды, что США ратифицируют эти решения до конца года».

Не продвинулся и начатый в 2001 году Дохийский раунд переговоров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Основным камнем преткновения стал отказ развитых стран сокращать субсидии своему сельхозсектору и снижать импортные пошлины на продовольствие. По словам Светланы Лукаш, вполне естественно, что в условиях провала глобальных реформ в этой сфере активизировались региональные торговые договоренности, в частности, Транстихоокеанское партнерство. «Главное, чтобы такие соглашения были максимально открытыми, прозрачными и инклюзивными»,— добавила она.

Вызвавшая интерес у россиян тема реструктуризации долга Украины, по словам шерпы, была встроена в более широкий контекст. Россия в принципе предлагает пересмотреть принятый подход к вопросам реструктуризации суверенных долгов государств. «Сейчас превалирует так называемый контрактный подход, за рамками которого остаются, в частности, официальные кредиты. При этом в контрактном подходе существует много различных оговорок, которые допускают очень свободную трактовку обязательств на уровне национальных судов. Идея России — разработать общие правила урегулирования суверенной задолженности»,— сообщила Светлана Лукаш. С необходимостью работать в этой сфере, по ее словам согласились и распорядитель МВФ Кристиан Лагард, и президент США Барак Обама.

В своей работе группа затронула множество тем, некоторые из которых в этом году дебютировали в повестке. Страны G20 внимательно подошли к вопросу борьбы с безработицей среди молодежи, договорившись снизить ее к 2025 году на 15%. Впервые за все время существования «двадцатки» серьезно обсуждались вопросы так называемой серебряной экономики, то есть трудовой деятельности лиц старшего поколения. «Были также приняты очень важные документы по борьбе с избеганием налогообложения, коррупцией, как в частном секторе, так и в государственном, особенно в сфере госзакупок»,— сообщила шерпа. Одним из наиболее успешных моментов Светлана Лукаш назвала внедрение обсуждавшихся в рамках G20 предложений по изменению финансового регулирования, в том числе в России. «Благодаря им российский финансовый рынок стал более устойчивым и понятным для участников»,— заметила она.

Несмотря на прогресс в обсуждении экономики, в этом году «двадцатка» заметно больше внимания уделила вопросам безопасности. Однако на вопрос корреспондента “Ъ” о том, не превращается ли G20 в политический форум, теряя свое изначальное экономическое предназначение, Светлана Лукаш ответила отрицательно. «Я считаю, что это пока не тенденция. Это связано с кризисом этого года, террористическими атаками… В целом Россия придерживается мнения, что “Группа двадцати” должна оставаться форумом по экономике и финансам. Возможно, в связи с террористической угрозой подобные вопросы (безопасности.— “Ъ”) будут вынесены на обсуждение и в следующем году. Надеюсь, что нет. Надеюсь, что ситуация не будет настолько острой»,— заметила шерпа.

Михаил Коростиков

Вся лента