Автоконцерны наезжают на конкурентов

Схема госпрограммы утилизации может измениться

На фоне ускоряющегося падения автопродаж ряд автоконцернов предложил Минпромторгу очередной способ поддержки — за счет конкурентов. Компании хотят изменить распределение квот по программе утилизации в свою пользу, используя за критерий выигрышный для них уровень локализации. Впрочем, эксперты оценивают идею скептически и считают, что результат будет невелик: эффект госпрограммы с учетом дефицита спроса значительно снизился.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

С учетом "неопределенности по вопросу финансирования мер господдержки отрасли на 2016 год" автоконцерны предлагают поменять правила текущих схем — как рассказали "Ъ" участники рынка, сейчас в Минпромторге обсуждается идея коррекции системы выплат компенсаций по госпрограмме обновления парка (субсидирование скидок в 40-350 тыс. руб. при утилизации старой машины или сдаче ее в trade-in). Речь идет о том, чтобы с 2016 года в случае продления меры выдавать автоконцернам квоты пропорционально уровню локализации производства. До сих пор квоты по программе распределялись в зависимости от объемов выпуска машин.

Собеседник "Ъ" добавляет, что также, возможно, будет учитываться и объем инвестиций, поясняя, что идея в начальной стадии разработки и финальной схемы ее технической реализации и критериев расчета еще нет. Зато есть "общая концепция", с которой, по данным источников "Ъ", согласен Минпромторг, поскольку "государство должно поддерживать тех, кто в него инвестирует и кто настроен на долгосрочное сотрудничество". Так будет стимулироваться рост уровня локализации на падающем рынке, добавляет источник "Ъ".

Госпрограмма запущена в сентябре 2014 года, в ней участвуют легковые машины, LCV и грузовики российской сборки. С начала года на программу выделено 20 млрд руб. (документы о еще 2,5 млрд руб., обещанных на четвертый квартал, до сих пор не подписаны). По данным Минпромторга, в январе--октябре по программе продано более 280 тыс. машин, из которых на АвтоВАЗ пришлось 95 тыс. машин (34% от всех продаж по программе и 42% от всех продаж марки).

Источники "Ъ" среди компаний российских брендов или владельцев соглашений по новой промсборке, с более высокими требованиями к уровню локализации (по результатам этого года должны выйти как минимум на 45%), сходятся во мнении, что идея нового механизма "справедлива" и целесообразна. "Почему компании, которые инвестируют в российский рынок, запускают новые цеха и заводы, должны получать господдержку наравне с предприятиями с низким уровнем локализации?" — возмущается один из собеседников "Ъ". Но другой источник в отрасли замечает, что уровень локализации определен соглашениями о промсборке, заключенными с государством, то есть владелец старого соглашения с более низкими требованиями "также выполняет все свои обязательства, и нет причин для его дискриминации в вопросах господдержки".

Исходя из логики новой системы, в выигрыше останутся в первую очередь российские бренды и компании с наиболее высоким уровнем локализации. За 2014 год у консорциума АВТОВАЗ-Renault-Nissan-ИжАвто-КамАЗ-Мерседес-Бенц Тракс Восток, по данным Renault, этот показатель достигает 68%. На калужском Volkswagen Group и у Ford — 45%. На петербургском заводе Hyundai (производятся и модели Kia) локализация составляет 46%, на заводе Nissan — 39%. На "Автоторе" (выпускает BMW, Hyundai, Kia) уровень в среднем 18-25%.

Впрочем, уточняют участники отрасли, серьезного вреда от изменения схемы не будет: в этом году на падающем рынке (в январе--октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 33,6%, до 1,3 млн машин) мера поддержки потеряла свою эффективность и является слабым стимулом спроса. Об этом говорят и результаты продаж. Например, Kia уже отказалась от участия в госпрограмме с июля, а за январь--май доля продаж по утилизации и trade-in составила 15% от общего объема. При этом по итогам октября продажи марки сократились намного меньше, чем у АвтоВАЗа,— на 17%, до 14,4 тыс. машин, тогда как спрос на Lada рухнул на 46%, до 20,6 тыс. машин. У Hyundai, который также чувствует себя лучше, чем большинство брендов (падение продаж лишь на 8%, до 14,1 тыс. машин), программа все еще работает, но, как сообщил "Ъ" директор по продажам ГК "Автоспеццентр" Александр Зиновьев, доля продаж по ней не превышает 7-10%. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" согласен, что изменение механизма существенно не повлияет на расклад сил на рынке: АвтоВАЗ и так традиционно был основным бенефициаром программы, а те небольшие квоты, которые выделялись иностранным производителям, не спасали от падения продаж.

Яна Циноева

Вся лента