Главное — крылья

Декоративные техники Dior Horlogerie

Анна Минакова

Часовая история дома Dior — это всего полтора десятилетия. Но за это время марка сумела сформировать узнаваемый стиль, определить нужную степень связи с миром моды, выпустить несколько теперь уже моментально узнаваемых на руке моделей и обзавестись фирменным механизмом. В списке свершений и придуманный Джоном Гальяно Christal, и воплощение концепции "часы бойфренда" La D de Dior от возглавляющей ювелирное направление Dior Виктуар де Кастеллан, и спортивные Chiffre Rouge, и кутюрные Dior Grand Soir... Но все же главная движущая сила в Dior Horlogerie — фирменный калибр Dior Inverse, созданный специально для Dior.

Отличительная особенность механизма — вынесенный под стекло циферблата ротор автоподзавода. Даже имея ротор автоподзавода в привычном положении — со стороны задней крышки корпуса, в том случае если эта крышка выполнена из прозрачного сапфирового стекла, часовщики стремились его декорировать. Чаще всего выгравировав изображения и инициалы.

Dior пошел другим путем: вынесенный на самое видное место ротор стал одним из главных декоративных элементов часов и полигоном для экспериментов. Он декорировался бесцветными бриллиантами, имитирующими кутюрное кружево, и набирался из поделочных камней, но самая интересная метаморфоза с ним случилась в 2012-м. Тогда ротор Dior VIII Grand Bal был впервые украшен перьями. И это было "впервые" не только для Dior, но и для всего часового искусства — до того плюмаж использовали только на статичных элементах часов, Dior Horlogerie же впервые отважился декорировать перьями элемент подвижный. Как рассказывала мне тогда глава часового направления Dior Лоранс Никола, когда они с дизайнерами впервые пришли с этой идеей в отдел технических разработок, им задали только один вопрос: "Вы сошли с ума?" Казалось, что сделать это невозможно. Но все решения, несмотря на первую реакцию, были найдены. И способ сохранить нужный вес ротора (что немаловажно для его функциональности), и возможность сделать часы долговечными — с течением времени перья не должны ослаблять крепление к основанию ротора, а тем более выгорать или тускнеть. Еще одной сложностью было то, что из-за размеров самого ротора перья должны были быть совсем небольшого размера. Перерыв все орнитологические справочники, мастера Dior наконец обнаружили итальянского петушка, перья которого идеально подходили для решения поставленной задачи.

С тех пор часы с плюмажем появлялись в Dior Horlogerie снова и снова, а в 2015-м была представлена новая версия с ярчайшим оперением — Dior VIII Grand Bal Cancan.

До недавнего времени казалось: ничто перебить впечатления от плюмажа — как совершенно неожиданного дизайнерского решения — уже не сможет. Но в прошлом году появилась модель с шелковой нитью на роторе (тогда она была выполнена в розовом и зеленом цветах, а в этом году была представлена версией с золотой нитью Dior VIII Grand Bal Fil d'Or), в нынешнем — на главной ювелирно-часовой выставке мира Baselworld был представлен настоящий парад звезд, включая часы с ротором из перламутра, имитирующим плиссировку (Dior VIII Grand Bal Plisse Soleil), но главной премьерой стали модели с создающими оптическую иллюзию роторами — Dior VIII Grand Bal Piece Unique Envol. И возможно, впервые в Dior Horlogerie дело тут не только и не столько в роторе, хотя он, выполненный из золота, бриллиантов и перламутра, здесь — настоящий объект кинетического искусства. Не менее интересно в этой серии часов, каждые из которых выполнены в единственном экземпляре, то, на каком фоне ротор вращается. Циферблат Dior VIII Grand Bal Piece Unique Envol выполнен в технике маркетри из надкрыльев скарабея. С ним было еще сложнее, чем с перьями. Из-за конструкции ротора и необычного циферблата работать с Dior VIII Grand Bal Piece Unique Envol отказались 49 ателье, осуществляющие для Dior закрепку камней. И только с пятидесятой попытки нашлись смельчаки, не побоявшиеся взяться за циферблат. Закрепило камни ателье, название которого не разглашается (и тут Dior можно понять), но и оно долго билось над решением задачи. Зато результат налицо. То есть на "лице" (именно так часовые журналисты иногда называют циферблат) часов Dior VIII Grand Bal Piece Unique Envol.

Вся лента