Опять потемнело

"Ленэнерго" считает причиной ТГК-1

В минувшую пятницу в Петербурге вновь произошел блэкаут, затронув жителей Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского и Московского районов. Причина отключения света — ложное срабатывание системы защиты на Автовской ТЭЦ, принадлежащей ТГК-1. В компании сообщили "Ъ", что это ошибка оборудования, возникшая во время оперативных переключений на Автовской ТЭЦ после блэкаута в четверг. При этом сетевая компания ПАО "Ленэнерго" распространила версию, согласно которой оборудование ТЭЦ вышло из строя из-за ошибки персонала, что в ТГК-1 не подтверждают.

На прошлой неделе электроснабжение в Петербурге было нестабильным два дня подряд. Так, в минувшую пятницу в четырех районах Петербурга — Адмиралтейском, Василеостровском, Кировском и Московском — с 9:50 до 10:40 произошло отключение электричества. В зоне действия блэкаута оказались свыше 1 млн человек, однако, по предварительным данным "Ленэнерго", без электричества остались всего 16 тыс. человек. В ТГК-1 объяснили "Ъ" причину блэкаута. "Во время оперативных переключений возникло ложное срабатывание системы защиты на Автовской ТЭЦ. Это ошибка оборудования", — говорит представитель генерирующей компании. Оперативные отключения на Автовской ТЭЦ, по его словам, были необходимы, чтобы восстановить электроснабжение после блэкаута в четверг. Напомним, что тогда свет отключался с 14:00 до 18:00 в пяти районах Петербурга: Адмиралтейском, Василеостровском, Красносельском, Кировском и Московском. В зоне действия оказались 1,5 млн человек, однако де-факто без электричества остались 27 тыс. человек, уточнили в "Ленэнерго".

Версия ТГК-1 о случившемся блэкауте в пятницу — не единственная. По предварительным данным "Ленэнерго", причиной аварии стала ошибка персонала Автовской ТЭЦ. "Из-за сбоя на ТЭЦ-15 (Автовская ТЭЦ, объект ТГК-1) произошло погашение подстанции 110 кВ N 88. Действием автоматики разгрузки отключены потребители на ПС N 13, 14, 140", — говорится в пресс-релизе сетевой компании, распространенном в пятницу. Одна из причин поломки высоковольтного оборудования вблизи Автовской ТЭЦ, распространенная уже в СМИ, заключается в том, что его повредил водитель экскаватора. В ТГК-1 не подтверждают информацию "Ленэнерго".

Отметим, что в минувший четверг ТГК-1 называла в качестве причины блэкаута (произошел вследствие переключения Автовской и Первомайской ТЭЦ в противоаварийный режим) снижение частоты в энергосистеме (то есть баланса генерируемой и потребляемой мощности) с 49,99 до 48,5 Герц. С этой версией было уже не согласно ОАО "Системный оператор ЕЭС" (СО ЕЭС), которое должно поддерживать значение частоты по семи объединенным энергосистемам на уровне, близком к номинальному — в 50 Гц. По словам представителя СО ЕЭС, частота снизилась только на объектах ТГК-1 вследствие повреждения оборудования на Автовской ТЭЦ. В СО ЕЭС подчеркнули, что виновных в блэкауте будет определять комиссия с участием "Ростехнадзора".

Последний масштабный блэкаут в Петербурге произошел в августе 2010 года вследствие аварии на подстанции 330 кВ "Восточная" ПАО "ФСК ЕЭС". Авария обесточила на 40 минут полгорода, а также Выборгский и Всеволожский районы Ленобласти, что, по разным оценкам, обернулось ущербом в 80-100 млн рублей.

Алексей Кириченко, Борис Горлин

Вся лента