Труженик высокой пробы

Екатерина Истомина о выставке Omega «Her Time»

Экспозиция "Her Time" задумана как познавательное путешествие, мемориальное приключение во времени и пространстве. Открывалась выставка, посвященная 100-летию женских часов марки в Милане — в стенах музея дизайна Триеннале (La Triennale di Milano). Красную, фирменную для Omega ленту на открытии перерезала актриса Николь Кидман, посол часового искусства Omega с 10-летним стажем (в настоящий момент Николь Кидман — "лицо" ключевой женской модели Omega Ladymatic). Ассистировал актрисе многолетний президент Omega, функционер Swatch Group, в состав которой входит компания, Стивен Уркхарт.

Миланская экспозиция была решена в парадных бело-золотых тонах: пространство разделили на девять секций, каждая из которых демонстрирует определенную стилистическую эпоху — от экспериментальных вещей эры ар-деко до кунштюков 1960-х --1970-х годов и деловых золотых часов эпохи "глобального женского бизнеса" 1980-х. Часовым экспонатам, прикрепленным к подушечкам и укрытым стеклянными "аптекарскими" колпаками, аккомпанировали исторические афиши. В их числе — и рекламные рисунки, сделанные легендарным французским художником-оформителем Рене Грюо, который прославился эффектными работами для Кристиана Диора и Жака Фата. 25 октября миланская сессия закончилась: и теперь экспозиция Omega "Her Time" — в полном боевом и дизайнерском комплекте — находится в Нью-Йорке. А в начале декабря выставку уже ждут в предрождественском Париже.

Omega — особая компания на швейцарском часовом небосклоне. Эта компания не позер и не романтик, а безупречный работник, труженик промышленности. Omega — Мастер с большой буквы, марка трудолюбивая, подтянутая, прагматичная и неунывающая. Часы Omega летали в космос (на запястьях как американских, так и советских космонавтов — в ходе проекта "Союз-Аполлон"). Часы Omega считают (с 1909 года) сотые доли секунды на Олимпийских играх. Модели Omega, не снимая много лет, носит агент 007 на службе Ее Величества. Одним словом, часы Omega много раз были крайне полезны человечеству. Между тем за выдающимися техническими новшествами (к примеру, за легендарным коаксиальным спуском Omega), за олимпийскими битвами и шпиономанией подчас исчезает из виду тот факт, что часам Omega свойственна не только промышленная швейцарская точность, но и дизайнерская красота. У Omega есть персональная часовая эстетика, и ее смысл сводится к чистой, функциональной, но и женственной красоте.

С одной стороны, это функциональные (позволявшие измерять пульс больного) часы Omega для медсестер, созданные в период Первой мировой войны (техничная женская "докторская" серия была продолжена и во Вторую мировую). С другой стороны, рядом с суровыми "докторскими" часами — миловидные часы на подвеске (часовая ювелирная коллекция Omega Art Nouveau получила немало призов в 1906 году), которые потом — уже в "золотую голливудскую" эпоху 1930-х — превратятся в ультрамодные модели Dame a Secret, в часы "со спрятанным временем". В Omega следовали за модой: так, на смену Dame a Secret приходят неоклассические модели с золотым браслетом системы Tubogas (золотые часы на гибком, как газовая трубка, браслете, с белыми бриллиантами, 1948 год; их рисовал на рекламных афишах Рене Грюо). Однако никакая мода никогда не отменяла для Omega технические поиски. В 1953 году в Omega появляется калибр 455 — самый маленький в мире роторный механизм, предназначенный для женских часов. Этот калибр окажется два года спустя "сердцем" стилеобразующей женской модели Omega Ladymatic. Часы появились в 1955-м и моментально получили сертификат COSC, став высокоточной моделью. Ladymatic получила и радикальные артистические решения. Так, великий женевский ювелир XX века Жильбер Альбер, создатель стиля ювелирного сюрреализма, в середине прошлого века много работавший для часовых марок (к примеру, для Patek Philippe), придумал модель Ladymatic на "взрывной" асимметричной подвеске, сделанной из лепестков золота, кусочков метеорита и розового жемчуга. В 1969 году главным дизайнером женских линий в Omega становится знаменитый британский ювелир итальянского происхождения Эндрю Грима. Его радикальный, отчасти геометрический, отчасти "текучий" биологический, а также космический дизайн также нашел отражение в женских часах Omega 1970-х годов — основной коллекцией стала дизайнерская серия About Time, часы которой являются коллекционной редкостью.

В 1952-м рождается еще одна культовая женская линейка Omega Constellation, названная так в честь легендарного самолета американского миллионера Говарда Хьюза. В 1982-м дизайн Constellation радикально меняется: это золотые часы на золотом браслете, удобные, звездные, эргономичные, предназначенные для самостоятельных женщин. Omega Constellation — флагманские женские часы "потребительского" десятилетия 1980-х.

Послами часового искусства Omega нередко становились не только актрисы или топ-модели (например, Синди Кроуфорд), но и легендарные спортсменки, и среди них — теннисистка Мартина Хингис. И в этом "спортивном" решении для Omega заключался специальный смысл: женские часы марки — от Constellation до полностью восстановленной в 2008-м модели Ladymatic — это не просто настоящие точные часы высокой швейцарской пробы. Часы Omega — это всегда решительная победа над самой собой.

Вся лента