Энергетикам нашли кредит

инвестиции

Стоимость кредитов для компаний, строящих крупные генерирующие объекты, сейчас непомерно высока. Однако специальная государственная программа поддержки инвестконтрактов позволяет рефинансировать привлеченные средства по ставке 9% годовых.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

По данным Минэнерго, рост объемов строительства новой энергетической инфраструктуры предполагается относительно небольшим: при увеличении объемов выработки электроэнергии к 2035 году на 27-43% рост установленной мощности электростанций составит только 13-25% (до 282-312 млн кВт).

"Наша общая задача не только в том, чтобы не допустить строительства избыточной энергетической инфраструктуры, но также добиться повышения энергоэффективности у широкого круга потребителей, включая граждан, малый и средний бизнес",— говорит заместитель министра энергетики Антон Инюцын.

Россия по-прежнему остается одной из стран мира с высокими удельными показателями энергопотребления, отставая в пять-десять раз по показателям уровня от стран Западной Европы. В рамках госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики" стоит задача за счет реализации мероприятий программы по энергосбережению снизить к 2020 году энергоемкость российского ВВП на 13,5 % по отношению к показателям 2007 года. При этом следует отметить определенный прогресс — за последние три года энергоемкость ВВП сократилась на 5%.

Напомним, что в прошлом году правительством были утверждены новые правила предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической безопасности. Сегодня субсидии получат только те регионы, которые привлекут в соответствующие проекты частные инвестиции. В то же время внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий на российских предприятиях способствует развитию инноваций и повышению конкурентоспособности российских компаний.

Участники рынка констатируют факт: в настоящий момент в энергетике есть проблемы с финансированием новых проектов. Компании завершают и "дофинансируют" уже существующие проекты ДПМ (договор поставки мощности) и стараются не начинать новые.

"Это происходит отчасти потому, что стоимость денег для энергетиков сегодня достаточно высокая. И не каждый инфраструктурный проект такого рода, ограниченный ростом тарифов, может в результате окупиться. Однако механизмы решения таких задач существуют. В частности, один из ДПМ, который планировался для города Березняки, был перенесен в Казань, в которой наблюдается энергодефицит",— рассказывает о проектах Газпромбанка в данной сфере исполнительный вице-президент--начальник департамента проектного и структурного финансирования Алексей Белоус.

Он также подчеркнул, что государство недавно ввело новый механизм, позволяющий банкам кредитовать "длинные" проекты по низкой ставке специальной правительственной Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (постановление правительства РФ N1044 в ред. от 21.02.2015).

Данная программа позволяет рефинансировать в ЦБ кредиты на инвестиционную деятельность и проектное финансирование по ставке 9% годовых в рублях. В рамках этой программы достаточно весомый сегмент занимают проекты в сфере энергетики.

Программе 1044 еще нет года, но банкиры и энергетики уверены, что она поможет поддержать крупную генерацию.

"В рамках этой госпрограммы мы финансируем еще один интересный проект. Сейчас мы с партнерами из компании "Полюс Золото" осуществляем проект строительства линии электропередачи 220 кВ для развития золотодобывающего предприятия в Красноярском крае с последующей передачей линии Федеральной сетевой компании. Линия передачи Раздолинская--Тайга протяженностью около 250 км, является фактически первым проектом, реализуемым на деньги частных инвесторов",— рассказывает Алексей Белоус.

Важно отметить, что банки берутся за реализацию далеко не всех проектов. "В частности, банкам интересны проекты не ниже определенной суммы, потому что проектное финансирование в первую очередь человекозатратный ресурс. В рамках подготовки проекта к финансированию привлекаются различного рода эксперты, следовательно, возникают дополнительные затраты. Проекты меньше определенной суммы смотреть просто нерентабельно",— говорит Белоус. По его словам, если сумма вложений в проект, наоборот, чересчур большая для одного банка, то в этом случае формируется так называемый клуб банков, куда входят и другие финансовые институты, готовые поддержать проект.

В Газпромбанке была создана энергосервисная компания "ГПБ-Энергоэффект". В арсенале ее предложений решения по модернизации систем тепло- и электроснабжения на промышленных предприятиях, в городах, на объектах ЖКХ с применением ряда инновационных механизмов, в том числе энергосервисных контрактов. Среди наиболее значимых проектов компании — повышение энергоэффективности на "Ижорских заводах" (Санкт-Петербург) и на "Уралхиммаше" (Екатеринбург), модернизация уличного освещения в Клинцах (Брянская область), в Калуге и ее пригородах.

"В 2014 году было проработано и подготовлено 22 проекта на общую сумму около 70 млрд руб. Это в три раза больше, чем в предыдущем году. В первой половине 2015 года мы завершили техническую стадию двух больших проектов — по модернизации уличного освещения Рязани и по модернизации теплоснабжения в городе Домодедово",— рассказывает о крупных проектах генеральный директор "ГПБ-Энергоэффект" Сергей Инков.

Напомним, что несколько лет назад Газпромбанк профинансировал строительство установки по переработке попутного нефтяного газа (ПНГ) в Югре (Ханты-Мансийский автономный округ). Общая стоимость проекта составила $110 млн. ПНГ, который ранее просто сгорал в факелах, стали сжигать, вырабатывая электроэнергию.

"Мы считаем финансирование подобных проектов перспективным направлением, дающим очевидный эффект для государства: только налоговая выгода в три и более раз выше при переработке ПНГ, чем при взимании штрафов за его сжигание. Такие проекты приносят стопроцентную экономию невозобновляемых энергоресурсов и могут быть профинансированы на специальных условиях по программам энергоэффективности",— считает Белоус.

В Газпромбанке подчеркивают, что объем кредитного портфеля сегодня составляют проекты из самых разных сфер. "В нашем портфеле сегодня есть проекты в сельском хозяйстве с объемом финансирования 20-28 млрд руб., в горнодобывающей отрасли — порядка 20-25 млрд руб., в энергетике — порядка 10-15 млрд руб., в области добычи и переработки нефти и газа — 30-45 млрд руб., проекты, связанные с запуском спутников и инноваций,— 10-12 млрд руб.",— сказал Белоус.

Примером проекта, напрямую не связанным с энергоэффективностью, является проект строительства нового аэровокзального комплекса "Южный" (Ростов-на-Дону), реализуемый ОАО "Ростоваэроинвест", он включен в государственную программу поддержки инвестиционных проектов РФ. Межведомственная комиссия по отбору инвестиционных проектов приняла решение, что Газпромбанк предоставит ОАО "Ростоваэроинвест" кредит на сумму 15,7 млрд руб. на реализацию проекта "Южный".

Аэропортовый комплекс "Южный" на сегодняшний день является крупнейшим инфраструктурным проектом Ростовской области. Планируется, что новый комплекс полностью заменит старый аэропорт и станет современным централизованным аэропортовым узлом на юге России с пропускной способностью до 8 млн пассажиров в год.

"Ростовский аэропорт имел массу ограничений в связи с тем, что находился в центре города и вписывался в точечную городскую застройку. Путей развития этого аэропорта практически не было. Поэтому было принято решение снести старый аэропорт и построить новый за чертой города",— рассказывает Белоус.

Говоря о перспективах развития и повышения энергоэффективности российской экономики, Алексей Белоус подчеркнул, что в этой части банки видят все больший спрос как от частных компаний, так и от компаний с госучастием. Только за последний год объем таких проектов вырос в разы.

Оксана Иванова

Подпись

Исполнительный вице-президент Газпромбанка, начальник Департамента проектного и структурного финансирования Алексей Белоус:  "Cтоимость денег для энергетиков сегодня достаточно высокая. И не каждый  инфраструктурный проект, ограниченный тарифами, может окупиться"

Вся лента