Nissan отрежет четверть персонала

Автозавод весной сократит 500 человек

Падение рынка продолжает корректировать производственные программы автозаводов петербургского автокластера. Вслед за закрывшим производство в Петербурге GM и снизившим производство до минимума Ford на уступки новым реалиям идет автозавод Nissan. К апрелю предприятие сократит 500 рабочих мест и оставит единственную рабочую смену. Изменится и продуктовая линейка завода: на смену Teana, представленной в не самом популярном сегменте, придет перспективный Qashqai.

Руководство «Межрегионального профсоюза “Рабочая Ассоциация”» заявило, что у профсоюзов нет претензий к предприятию, а рабочие не готовы к акциям протеста

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Автомобильный завод Nissan не выдержал затянувшегося кризиса и последовал примеру Ford и некогда работавшего в Петербурге GM. Компания объявила о сокращении 500 рабочих мест на предприятии. Оптимизация затронет не только рабочий персонал, но и офисных служащих. В компании подчеркнули, что предстоит сокращение "не людей, а рабочих мест", то есть в случае наличия вакансий и согласия сотрудников, попавших под сокращение, люди смогут получить альтернативную должность на предприятии. Таким образом, работы может лишиться почти четверть сотрудников завода: сегодня на производственной площадке в Каменке трудятся 2176 человек.

Сокращение связано с переходом автозавода с двух производственных смен на одну. Корректировка объема производства запланирована на весну 2016 года. Сокращения начнутся после новогодних праздников, а завершатся к концу японского финансового года — в конце марта. В компании подчеркивают, что сокращение пройдет в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ. Возврат к двум рабочим сменам станет возможен только после восстановления в России спроса на легковые автомобили.

"Как и все бренды, мы работаем в России в очень трудных экономических условиях. На этом фоне мы приняли решение по регулированию производственных перспектив завода в Санкт-Петербурге", — приводятся в сообщении предприятия слова старшего вице-президента по производству, управлению поставками и закупками в Европе Колина Лоутера.

Объем продаж автомобилей в России падает второй год подряд. По итогам прошлого года он сократился на 10,3% по сравнению с 2013 годом, а за три квартала текущего года упал на 33% по отношению к тому же периоду прошлого года.

Меры автозавода по адаптации к затяжному кризису не ограничиваются только уменьшением зарплатного фонда. Петербургское предприятие отказывается от производства Teana в связи с низким спросом на автомобили D-сегмента — премиальных автомобилей начального уровня, или, в соответствии с европейской классификацией, вместительных автомобилей среднего класса. Модель будет продаваться в дилерских центрах Nissan до весны 2016 года.

На замену Teana придет кроссовер Qashqai, производство которого будет перенесено из английского Сандерленда. Этот шаг призван усилить предложение компании по кроссоверам и внедорожникам на российском рынке. После перестройки производственного процесса завод будет выпускать модели X-Trail, Pathfinder, Murano и Qashqai.

Руководство завода надеется, что это поможет увеличить долю произведенных в России авто среди реализуемых внутри страны. "Сегодня на российское производство приходится уже более 70 процентов продаваемых в стране автомобилей, а с запуском Qashqai на нашем конвейере эта цифра превысит 90 процентов", — полагает генеральный директор завода Дмитрий Михайлов.

Председатель "Межрегионального профсоюза "Рабочая Ассоциация"" Алексей Этманов подчеркнул, что у профсоюзов нет претензий к предприятию, а рабочие не готовы к акциям протеста. "Мы не видим нарушений в изменении политики предприятия: руководство предприятия вело с нами консультации. Реорганизация проводится в рамках закона. Претензии сегодня скорее глобальные: бизнес выбрасывает людей на улицу и это всероссийская тенденция", — сказал "Ъ" господин Этманов.

Он отметил, что на заводе действует небольшая профсоюзная ячейка — "всего несколько десятков человек".

Гендиректор аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин заметил, что в производственной линейке Nissan остались одни внедорожники, а сегмент компактных городских внедорожников на протяжении последних трех лет по разным причинам остается одним из наиболее растущих в России.

В сегменте D на рынке сегодня представлены Nissan Teana, Toyota Camry и Ford Mondeo. Устойчивее остальных должна себя чувствовать модель, выпускаемая на заводе в Шушарах, ведь Camry пользуются спросом органов власти Петербурга. По всей видимости, Nissan перестал бороться за узкую нишу, перенаправив усилия на расширяющийся сегмент.

Эксперт напомнил, что в следующем году Toyota начнет выпуск своего городского кроссовера RAV4, что усилит конкуренцию в сегменте.

Предыдущее сокращение объемов производства на заводе Nissan произошло 1 апреля 2014 года, когда об увольнении 700 сотрудников, или почти трети персонала, объявил всеволожский Ford. Тогда Nissan перешел с трех рабочих смен на две.

Герман Костринский

Вся лента