«Компании, оставшиеся на рынке, получат конкурентное преимущество»

Toyota будет собирать вдвое больше автомобилей в России

Toyota расширит производство в России. Как сообщает газета «Ведомости», к концу года мощность завода корпорации в Санкт-Петербурге увеличится вдвое — до 100 тыс. автомобилей в год. В первую очередь это связано со сборкой Toyota RAV4, которая стартует в следующем году. При этом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи японской корпорации в России за первые девять месяцев сократились почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Toyota не меняет планы даже в условиях кризиса, и вполне возможно, что это станет удачным ходом для производителя, отметил автоэксперт Ефим Зарудский.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Это расширение было планируемо изначально. В первую очередь Toyota показывает правительству области, что они просто стратегические партнеры и не собираются менять планы, даже несмотря на кризис. Во-вторых, увеличение производства автомобилей российской сборки в первую очередь, естественно, скажется на ценообразовании — это просто увеличивает конкурентность конкретных моделей Toyota на рынке. С падением продаж нужно как-то бороться, и вполне разумно собирать автомобили на территории России, убирать из цены составляющую вкусовых разниц. В данное время так должны поступать любые крупные игроки», — заключил Зарудский.

Иностранные автоконцерны выбирают разные подходы к российскому рынку. Так, концерн General Motors объявил об уходе из страны, а Mercedes приостановил строительство своего завода. «Форд Соллерс» открыл производство двигателей, а Volkswagen сообщил о реорганизации производства грузовиков. В свою очередь, несколько китайских марок собираются создавать заводы в России. В их числе Great Wall, Brilliance и Lifan. В среднесрочной перспективе выиграют те, кто остается на российском рынке, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

«Те компании, у кого производственные мощности, были созданы несколько лет назад. Учитывая, что у них появляется избыток мощностей, они вынуждены сокращать объемы производства для того, чтобы не производить масла. Что касается азиатских производителей, они достаточно давно пытаются выйти на российский рынок. Кто-то начинает производить, сотрудничать с какой-то российской компанией, некоторые сразу реализуют собственные проекты. На строительство завода, очевидно, уйдет время, а российский рынок через определенный период времени изменит свою тенденцию развития, и тогда те компании, которые все-таки останутся на рынке, получат конкурентное преимущество», — уверен Чумаков.

В Минэкономразвития ожидают, что производство автомобилей по итогам года сократится на 21% по сравнению с 2014-м. В 2016-м динамика не изменится. А вот в 2017 и 2018 годах производство будет расти примерно на 10% в год. При этом заводские мощности через два года будут загружены чуть больше, чем наполовину. Прогноз на следующий год может оказаться реальным, если государство продолжит поддерживать рынок, считает начальник аналитического отдела агентства «Автостат» Андрей Топтун.

«Рынок, а соответственно, и производство будут на уровне текущего года, однако это произойдет только в том случае, если будут действовать те программы поддержки, которые действовали в этом году: это программы утилизации, субсидирования процентной ставки и лизинга. Если поддержки не будет, то рынок легковых автомобилей может сократиться до 15%, соответственно, производство упадет примерно на такой же уровень. Об этом мы узнаем только в начале следующего года, когда будет понятно, стоит ли поддерживать рынок. Пока сейчас в правительстве и Минпромторге такое мнение, что рынок поддерживать не стоит», — пояснил Топтун «Коммерсантъ FM».

По прогнозу Минэкономразвития, в следующем году продажи легковых автомобилей вернутся к росту почти 0,5% по итогам года. PriceWaterhouseCoopers ожидает роста почти на 4,5%, а Boston Consulting Group — на 10,5%.

Анастасия Парфенова

Вся лента